Евгения Рубановская

О театре

Евгения Рубановская

Актриса
заслуженная артистка РФ

«В ГЦТК пришла с намерением перейти в дальнейшем в другой, «живой» театр, с одним из которых у меня была договорённость. Но я постепенно влюбилась в кукольное искусство, которое теперь считаю великим».

По окончании Театрального училища им. Щукина (курс А.А. Орочко, педагоги Р. Симонов, Н. Русинова, Е. Понсова,1949) Е. Рубановская приехала в Ленинград к Н. Акимову, но поработать с ним не успела – его сняли с должности главного режиссёра Театра комедии. Работала в Театре им. Ленинского комсомола (Нелли в «Униженных и оскорбленных» и другие роли). Собиралась перейти в БДТ вместе с Товстоноговым, но гибель мужа в результате несчастного случая перечеркнула все планы.

В ГЦТК Рубановская дебютировала в роли наивной Принцессы Петюти в заново поставленном С. Образцовым и В. Попрыкиным спектакле «Кот в сапогах» (2-я редакция, 1966, постановка С. Образцова). Сыграла она наивную Петютю простодушно и «очень смешно», получив признание Образцова, который поначалу едва не снял её с роли.

На сезон 1968/69 гг. пришлись характерные роли второго плана. С юмором был решён образ Валлы, жены Сима, старшего сына Ноя в «Ноевом ковчеге». Удачей стали вводы на три роли в «научно-популярную феерию» «И-Го-Го»: соблазнительная Русалка в прологе и ещё более соблазнительные: «роковая» Она – «интеллектуалка» и статная Пловчиха.

Тогда же Рубановскую ввели в «Необыкновенный концерт» (2-я редакция). Свежо и непосредственно актриса сыграла звезду французской эстрады с её «рыдающим сердцем» и цыганку Муру Шурину из заполярного ансамбля, а также юную пианистку-виртуоза Сусанну Голенищеву и весьма немолодого Виолончелиста (позднее добавились – Хосе Аморалес, мастер психопатологического танца в «Танго», а также разнообразные помощи). Рубановская становится одной из ведущих актрис труппы.

Её вторая Принцесса, образ, наделённый озорством и свободолюбием, связан со спектаклем «Солдат и Ведьма» (постановка В. Штейна). Этим спектаклем открылась Малая сцена театра в новом здании на Садово-Самотёчной.

Большой резонанс имел моноспектакль Рубановской «В поисках донны Анны», показанный на сцене театра «Мечтатель» при ЦДРИ (пианист И. Альтерман, режиссёр В. Чистяков, 1971). Она выступила не только как драматическая актриса, но и как автор литературной композиции по стихам, воспоминаниям и письмам А. Пушкина.

На 1970-е годы приходятся ещё три кукольных образа. Хрупкая независимая Мальвина из «Буратино» (2-я редакция, постановка С. Образцова и Э. Мея) и по контрасту – гротескная Эльвира Верёвкина, «звезда» художественной самодеятельности, исполнительница попурри на темы современных песен в пародийном обозрении «Говорит и показывает ГЦТК» (оба – 1972). Спустя три года Рубановская воплотила на сцене один из своих самых памятных образов – образ Донны Анны в легендарном «Дон Жуане». Яркая пластическая и вокальная жизнь образа остро, тонко, с оттенком иронии выразила парадоксальную игру «испанских» страстей: внезапный переход от грустной «траурной» песни к дуэту-переплясу и долгому поцелую с покорителем женских сердец. Это был крупный обобщённый образ, метафора Женщины в её вечной жажде любви и поклонения.

В последних спектаклях Образцова Рубановская сыграла ещё две новые стилистически полярные роли. В «Драконе» по пьесе Е. Шварца (второй режиссёр-постановщик С. Самодур) актриса предстала в образе лирической героини, дочери Архивариуса Эльзы. Актриса создала объёмный, остро-драматический характер, лирика в нём слита с драмой, по накалу близкой к трагедии (1980). Спустя пять лет Рубановская сыграла в подчёркнуто гротескном ключе жанровую певицу, шикарную блондинку с томным взглядом Варвару Стрессову, позднее – главную доярку в пародийном обозрении «Шлягер, шлягер, только шлягер…» (постановка В. Кусова).

Всего в репертуаре актрисы чуть больше двадцати ролей, в основном в спектаклях для взрослых. Но едва ли не каждая из них, начиная с дебютной Петюти, становилась украшением спектакля. Актриса всех жанров, Рубановская относилась к тому тонкому слою исполнителей, которые умеют мыслить не только своей ролью, но и спектаклем в целом.

Талант, опыт и мастерство Рубановской оказались востребованными в конце 1990-х – начале 2000-х годов в спектаклях режиссёров Е. Образцовой и А. Денникова. Образ Графини в «Пиковой даме», поставленной Образцовой в динамичном оформлении и с куклами С. Алимова – с их гротескными лицами и воздушно-кружевными костюмами строился актрисой на сочетании «властной, вздорной речи» и ажурной кукольной пластики, в нём отчётливо звучали тревожные мистические нотки.

В постановках Денникова – в них актёры играли в открытую – Рубановская – властная королева-мать Анна Австрийская («Молодость короля Людовика XIV») и безумная Каталина («Шутовская комедия о Тиле»). 

Актриса, наделяющая образ сложной биографией и сильной эмоцией, в игре с куклой Рубановская владела искусством «передачи движений человеческой души». Она – одна из тех редких актрис, которые играют ли они в открытую или через куклу – «светятся» на сцене внутренней сутью образа и радостью творчества.

Со временем всё большее место в творческой жизни Рубановской стали занимать литературные интересы. Рубановская – автор пьесы «Конёк-Горбунок» по сказке П. Ершова и второй режиссёр спектакля, поставленного В. Беркуном с куклами и в оформлении Е. Шахотько (2008). Она написала ряд портретов актёров, режиссёров и художников Театра Образцова для книги «Образцовцы».

 
В. Шеховцев
статья из книги «Образцовцы»  (в сокращении)
Издательство «ИКАР», 2020

 

Подробнее
Скрыть
puppet

Ждем вас в театре всегда!