Нина Гернет
Нина Гернет
Дороже всего для меня – детский смех и детская радость. Смех ребёнку необходим, как хлеб, и я не представляю себе, что унылый человек, без чувства юмора, без любви к смеху, может быть хорошим гражданином.
С ГАЦТК сотрудничала в 1940-60-е гг.
За свою жизнь Н. Гернет написала двадцать пять пьес, семь из которых были поставлены в ГАЦТК. С. Образцов советовал коллегам-кукольникам в поисках хорошей пьесы брать любую пьесу Гернет – успех будет обеспечен. В архиве музея ГАЦТК хранятся статьи Гернет и её переписка с завлитом театра Ленорой Шпет, которые могут и сейчас послужить «пособием» для тех, кто пробует себя в кукольной драматургии. Точнее всего о «кукольности» её пьес сказал Е. Сперанский: «Гернет импонировала театру своей ясной, точной, лаконической манерой, любовью к крепкому сюжету, и неистощимым юмором положений. Короткая фраза Гернет легко бралась куклой и весь сюжет был пронизан «физическим» действием героев, то есть был кукольным по существу».
Пьесы Гернет ставились в кукольных театрах на всех континентах. Её сочинения переведены на другие языки. Книги о Нине Гернет неоднократно издавались и в Европе, и в Японии, где автора «Маугли», «Сказки о маленьком Каплике», «Волшебной лампы Аладдина» особенно полюбили. Она обладала даром видеть мир глазами ребенка.
«Волшебная лампа Аладдина» Гернет сыграла особую роль в истории ГЦТК.
Задуманная как киносценарий именно на кукольной сцене она прозвучала во всей своей новизне и экспрессии. С этого спектакля родился кукольный театр для взрослых. «Наш театр пока живет и работает, – писал во время войны Образцов Гернет. - Ваша «Лампа» – та ось, на которой он держится. Не было бы «Лампы» – может, и театра бы не было». По просьбе Образцова Гернет написала статью «Мой волшебный гусь», в которой рассказала о своем понимании кукольной драматургии. В ГАЦТК до сих пор идут и такие ее пьесы, как «Маугли» и «Тигрик-Петрик».
Свою известность и даже славу – в 1980 г. Н. Гернет была избрана почетным членом UNIMA – воспринимала спокойно. «Я нырнула в кукольный театр, полный тайн и вопросов, с твёрдым решением все их постигнуть и сознательно овладеть искусством кукольной драматургии». Спустя четверть века Гернет перечитала написанное и добавила: «Ни вынырнуть, ни постигнуть не удалось до сих пор».
На её письменном столе остался седьмой вариант пьесы «Солнечный зайчик», которая, на её взгляд, была еще недостаточно «кукольная».