Владимир Гарбузов
Владимир Гарбузов
«Когда театр живет в тебе, хочется, чтобы всё вокруг превращалось в театр – этот веселый, напряженный праздник»
В 1950г. пятнадцатилетний девятиклассник Владимир Гарбузов пришел сюда работать и остался на всю жизнь. Конечно, он не знал тогда какую роль в будущем ему приготовил руководитель театра Сергей Образцов – великий коллекционер, всю жизнь собиравший, коллекционировавший в своем театре талантливых людей.
На ученике художника – вся чёрная работа: сбегать, принести, вымыть, подготовить, и так с утра до ночи. Главный художник Борис Тузлуков покровительствовал: рассказывал о живописи, сценографии и своих секретах, у мастеров-кукольников Гарбузов узнал всё о создании кукол.
Художник Гарбузов стал в театре незаменимым. Если режиссёр и художник, начиная создавать спектакль, знали, что они хотят на сцене, то Гарбузов всегда мог им ответить, как это сделать. Как расставить кукольные ширмы, чтобы и актёрам было удобно играть, и сценографию сохранить, как мартышка прыгнет на дерево, чтобы зрители не заметили подмены, как должен повернуть голову Пианист в «Необыкновенном концерте», чтобы обозначился характер куклы… Весь кукольный театр состоит из этих «мелочей».
Он работал вместе с Б. Тузлуковым и В. Андриевичем над спектаклями «Мой, только мой!», «Под шорох твоих ресниц», «Маугли», «Необыкновенный концерт», «Чёртова мельница», «Божественная комедия», «И-Го-Го», «Ноев ковчег».
Переехав в новое здание с большим зеркалом сцены, авансценой и другим зрительным залом, театр столкнулся с необходимостью переделать спектакли. Переделывалась в большем масштабе портальная часть, декорации, а иногда и куклы. Для этой работы Образцов вызвал из мастерских Гарбузова и на несколько лет занял его другой деятельностью.
После того, как из театра ушли Андриевич и Тузлуков – по возрасту и состоянию здоровья, в театр пришли А. Спешнева, затем М. Соколова, никогда ранее в театре кукол не работавшие.
Чтобы они быстрее освоились и разобрались в тонкостях новой работы, Образцов обязал Гарбузова помогать им. Совместная работа их переросла в многолетнюю крепкую дружбу, оказавшуюся очень полезной для театра. Работали на полном доверии, зная, что Владимир Аркадьевич всегда найдет нужное решение; по любому эскизу, наброску или даже по «почеркушке» сделает то, что нужно, согласует всё с мастерскими и режиссурой. Со Спешневой и Соколовой он работал над спектаклями: «Таинственный гиппопотам», «Сказка о царе Салтане», «38 попугаев», «Привет Мартышке», «Геракл».
По эскизам художника-постановщика Гарбузова создавались такие спектакли ГАЦТК, как «Маугли» (вторая редакция), «Жирофле-Жирофля» (реж. Б. Каушанский), «Сыр-бор».