Владимир Кусов

О театре

Владимир Кусов

Артист, режиссёр
народный артист РСФСР

Фактически всё свое детство В. Кусов провёл за кулисами. В театре его прозвали «сын полка».

Не такой улыбчивый, как отец, скорее серьёзный, как вскоре стало заметно, очень настойчивый, В. Кусов, не имевший специального образования,  стал шаг за шагом набираться актёрского опыта. Его первая роль – мудрый, рассудительный Медведь Балу в «Маугли». Затем Кусов великолепно сыграл роль Пианиста после ухода первого исполнителя И. Дивова. Удачей стал «смешной, писклявый» дирижёр Кыш из номера «Конкретная музыка», целиком придуманного им для второй редакции «Концерта». Роль дирижёра он играл более 25 лет. В том же «Необыкновенном концерте»  он темпераментно сыграл цыгана Васю и ещё три роли, включая одну из гёрлс. Запомнились его Султан, Джинн и Лев в «Волшебной лампе Аладдина». Всего В. Кусов сыграл более 70 ролей, являлся ведущим актёром театра, создавшим много разноплановых образов в детском и взрослом репертуаре. Он отлично владел техникой кукловождения, искусством создания пластического образа.

Работая в тесном содружестве с С. Образцовым и С. Самодуром, влюблённый в театр кукол, серьёзно и успешно занимаясь самообразованием, В. Кусов досконально постиг сложную профессию режиссёра. Всегда точный и пунктуальный, В. Кусов никогда не расставался с блокнотиком, куда всё записывал. То, как он репетировал, запомнилось многим. По большей части В. Кусов был сопостановщиком С. Образцова. Его сольными работами стали «Таинственный гиппопотам», «Сыр-бор» и «Геракл», а также «Шлягер, шлягер, только шлягер» и «Принцесса и эхо».

Очень много для актёров театра, прежде всего молодых, значила работа Кусова по вводу в спектакли текущего репертуара. Он отвечал за всё, что было связано с техникой кукловождения.

Проявил себя Кусов и как педагог. Когда в ГИТИСе в 1960-70-е годы были набраны Высшие режиссёрские курсы кукольников, С. Образцов включил В. Кусова в состав преподавателей. В 1980-е годы они с Образцовым регулярно вели лаборатории режиссёров-кукольников при ВТО. 

Кусов не только играл, ставил и преподавал, но и рассказывал о природе театра кукол. В частности, в сборнике «Что же такое театр кукол?» (1990) он рассказал о методике воспитания актёров в ГАЦТК, основанной на том, что «Актёр-кукольник – это актёр, наделённый особыми свойствами. Это, прежде всего, художник, способный видеть в неживом – живое, т.е. способный одухотворить куклу, наделённый особой фантазией. Это актёр-эксцентрик».

В. Кусов  был председателем кукольной секции при ЦДРИ. Организовал и вёл ежемесячный очень популярный устный журнал «Наш, только наш». Многолетний член Художественного совета театра, член президиума Советского центра УНИМА, он был участником различных международных форумов по проблемам театра кукол.

В. Кусов любил кинематограф. Как актёр-кукловод и как консультант по работе с куклой, он участвовал в 12 фильмах, снятых на «Мосфильме», Киностудии им. Горького, «Союзмультфильме»  («История Власа, лентяя и лоботряса», «Небесное создание», «Без страха и упрёка», «Парад-алле» и др.). Он же – автор сценариев и сопостановщик телеспектаклей ГАЦТК, автор сценария и консультант телефильма «В театре Сергея Образцова», который снимало телевидение ФРГ. Помогал С. Образцову в создании фильма для взрослых «Небесное создание».

В. Кусов посвятил всю жизнь ГАЦТК, проработав в нём 50 лет, до самой своей смерти. Мастер технических выдумок, он, по мнению хорошо знавшего его по работе над «Божественной комедией» драматурга И. Штока, «был способен решить самую сложную задачу с пятью неизвестными».

Подробнее
Скрыть
puppet

Ждем вас в театре всегда!