Владимир Попрыкин

О театре

Владимир Попрыкин

Артист, режиссёр
заслуженный артист РСФСР

В ГАЦТК с 1946 по 1972 г.

Театральное образование получил, работая в литейном цехе завода «Шарикоподшипник», на вечернем отделении Театрального техникума им. Луначарского. С 1930 года – актёр свердловского ТЮЗа и нескольких московских театров: Историко-революционного при Обществе политкаторжан, Камерного театра (1931-1937 с перерывом), театра Московского планетария (1938-1940), передвижного театра ЦДКА. Играл эпизодические роли героико-романтического плана: мичман Подушкин («Порт-Артур»), капитан республиканской армии («Алькасар»), Пьетро, ученик Галилея («Галилей»).

22 июня 1941 года был призван в армию, за полтора месяца дважды попадал в окружение, был ранен, в августе 1941 года оказался в плену и до конца войны находился в немецких лагерях. После освобождения из плена, пройдя разного рода проверки, служил в Красноармейском ансамбле песни и пляски.

В ГЦТК В. Попрыкин пришёл «зрелым и опытным актёром с очень яркой индивидуальностью» (Е. Сперанский). Дебютировал в спектакле «По щучьему веленью» в роли Медведя (играл там же Емелю и Воеводу). Безупречно владея голосом и жестом, трудоголик по натуре, В. Попрыкин быстро вышел на первые позиции в труппе. Исполнял, в основном, комедийные роли: пузатый Пацюк («Ночь перед Рождеством»), Король и Поль («Кот в сапогах»), Абдурман Длинный («Гасан, искатель счастья»), простодушно обаятельный Царь («Царевна-лягушка»), Чёрт в «И-Го-Го», несколько ролей в спектакле «Под шорох твоих ресниц» и в «Необыкновенном концерте».

Попрыкин обладал, по словам Сперанского, очень ценным умением самостоятельно работать над образом, обогащая замысел драматурга с этапа застольных репетиций. Переиграл почти все роли «живого плана»: Охотник в «Волшебной галоше», Сказочник («Сундук сказок»), Создатель в «Ноевом ковчеге». Попрыкин – первый и непревзойденный исполнитель роли Папы Карло в «Буратино» и по своим незаурядным внешним данным, и по тому, как самозабвенно отдавался он этой роли, по удивительной достоверности и теплоте образа старого кукольного мастера. В «Сказе о Мальчише-Кибальчише…», «Тигрике Петрике», «Маугли» он мастерски читал текст от автора.

В качестве режиссёра Попрыкин поставил спектакли «Тигрик Петрик», 2-ю редакцию «Кота в сапогах» (оба с С. Образцовым), «Сказ о Мальчише Кибальчише…» (с Л. Хаитом), «Ноев ковчег» (с С. Образцовым и Л. Хаитом). Входил в режиссёрскую бригаду «Новоселья». Много занимался актёрскими вводами в спектакли текущего репертуара. Требовал строжайшей дисциплины, на похвалы был скуп.

Прекрасный артист, вдумчивый режиссёр, он был, по свидетельству старожилов, элегантным и обаятельным человеком, много рисовал, писал маслом. Его дружеские шаржи и юмористические зарисовки гастрольного быта украшали стенную газету театра. Параллельно с работой в театре Попрыкин сотрудничал на телевидении. Он был режиссёром первых передач «Спокойной ночи, малыши!» с Мямликом.

М. Ильина, В. Шеховцев
статья из книги «Образцовцы»  (в сокращении)
Издательство «ИКАР», 2020
Подробнее
Скрыть
puppet

Ждем вас в театре всегда!