История театра
Театр начинается…. Народная мудрость гласит, что с вешалки. Но в случае Государственного Центрального театра кукол имени Сергея Владимировича Образцова это не так.
1930 годы
Когда в 1931 году начался наш театр, никаких вешалок в нём не было. Даже самого театра толком не было. Была лишь крошечная комнатка с громкой надписью на табличке «Центральный театр кукол». В эту комнату с трудом помещалось 10-12 человек – весь коллектив театра. Какие уж тут вешалки! Конечно, приглашать зрителей в эту комнатку и играть там спектакли не было возможно. Поэтому свои первые годы Театр Образцова провёл в дороге.
Да, это был театр на колесах! Сначала он перемещался на телеге, запряжённой мерином по кличке Катер, а потом обзавёлся расписным фургоном, колесить на котором по дворам, улицам и паркам Москвы было гораздо удобнее. Успех «бродячих» спектаклей – «Джим и Доллар» (1932), «Пузан» (1934), «Каштанка» (1935), «Гусёнок» (1935) – был огромным. Дети бежали за фургоном в надежде познакомиться с куклами и разгадать секреты виртуозного управления ими. Именно во время «передвижного» периода создается спектакль, который долгое время был визитной карточкой театра, который сам Образцов назвал «нашей «Чайкой» (по аналогии с мхатовской «Чайкой»), а театроведы сравнили с мейерхольдовскими постановками и сочли одним из кукольных открытий ХХ века – «По щучьему веленью» (1936). В этом спектакле была использована новаторская уникальная конструкция ширмы с вращающимся верхом. Спектакль до сих пор в репертуаре и по-прежнему любим зрителями. Зрительский успех принёс свои плоды – в 1937 году театр получил долгожданное помещение – здание бывшего Реалистического театра на площади Маяковского. Именно тогда в театре был создан Музей театральных кукол и библиотека. А в конце 1937 года на сцене Центрального театра кукол прошёл I Всесоюзный смотр театров кукол, - как «прообраз-зерно» будущих российских и международных кукольных фестивалей.
Труппа расширялась, в афише появлялись новые спектакли, а Образцов продолжал экспериментировать, рушить стереотипы и раздвигать горизонты кукольного мира.
Настоящим событием стал спектакль «Волшебная лампа Аладдина» (1940). Для него использовались новые, усовершенствованные тростевые куклы. Благодаря изменениям, предложенным художником Борисом Тузлуковым, движения кукол стали более изящными и выразительными.
«Волшебная лампа Аладдина» до сих пор пленяет зрителей своим восточным очарованием. Сейчас сказка очень любима маленькими зрителями, но тогда, больше полувека назад, она стала первым кукольным спектаклем для взрослых! Считалось, что до 16 лет любовные истории смотреть рано. Так Сергей Образцов совершил настоящую кукольную революцию – привлёк в зал театра кукол взрослых зрителей. А всего спустя год театр стал играть не просто для взрослых, но для солдат на передовой, для раненых в госпиталях.
Во время Великой Отечественной войны театр продолжал свою работу. Концертные бригады регулярно выезжали на фронт и давали представления, поднимая боевой дух солдат. А в 1942 году артисты и куклы отправились в эвакуацию в Новосибирск. Отдельным жанром, появившимся в военное время, стала «Фронтовая программа», придуманная Сергеем Образцовым. Это была серия пародийных скетчей на политические темы, которая пользовалась огромной популярностью. Именно в годы войны был задуман спектакль, созданный счастливыми победителями в 1946 году и наполненный энергией жизни – «Необыкновенный концерт».
На сегодняшний день это самый знаменитый кукольный спектакль не только в Театре Образцова, но и во всём мире! Он занесён в Книгу рекордов Гиннесса как спектакль, который посмотрело самое большое количество зрителей по всему миру. С его появлением связана интересная история. Герои спектакля пародируют эстрадные номера, высмеивая худшие черты представителей эстрады – ханжество, высокомерие, непрофессионализм, невежество. В начале спектакль назвали «Обыкновенный концерт». Премьера прошла с огромным успехом, и с таким же успехом спектакль просуществовал три года. А потом цензура его запретила, обвинив в очернении советских артистов. Подумать только – ни одного положительного героя! Разве так выглядят обыкновенные концерты в Союзе?
Чтобы спасти спектакль, Образцов убрал из него несколько особенно смелых номеров, сменил название на «Концерт кукол» и даже на какое-то время лично стал выступать в роли ведущего. Но всё было не то. Правильное решение оказалось простым, как всё гениальное – достаточно было назвать спектакль – «Необыкновенный концерт». Это означало, что всё, показанное на сцене, всего лишь выдумка. Так решили проблемы с цензурой, и спектакль начал своё триумфальное шествие по миру, которое продолжается до сих пор.
1950 годы
С 1956 года театр Образцова - постоянный участник международных кукольных фестивалей, проводимых под эгидой УНИМА. Под непосредственным влиянием гастролей ГЦТК были созданы государственные кукольные театры в ряде стран - Польше, Болгарии, Венгрии, Чехии...
1960 годы
С первого своего спектакля «Джим и Доллар» (1932 г.) и до начала 70-х годов, когда Театр Образцова стал «академическим», он был той самой экспериментальной лабораторией, ради которой и создавался. В каждом спектакле было открытие – режиссёрские и актёрские работы, идеи, новые конструкции и технологии кукол, драматургические произведения, сценографические и музыкальные решения. С самых первых лет создания Образцов собирал в театре невероятное созвездие талантливейших людей: актёров, художников, режиссёров. С Театром Образцова пересекались творческие судьбы режиссёров Швембергера и Громова, Аблынина и Хаита, Штейна и Файнштейна. Каждый из них создал свой театр кукол, например, ученик Евг. Вахтангова Виктор Швембергер - основатель четырёх замечательных профессиональных театров кукол – Театра детской книги (Московский театр кукол), Черниговского (Украина), Киргизского государственного (Бишкек) и Московского областного театра кукол.
Много лет соратницей Образцова была Ленора Шпет, «крестная мама ГЦТК», не только заведующая литературной частью театра, но впоследствии - одна из создателей кабинета детских театров и театров кукол при ВТО, а также советской секции Международного союза деятелей театра кукол UNIMA. Среди образцовцев - актёр, режиссёр, драматург Евгений Сперанский («Под шорох твоих ресниц», «И-Го-Го», «Краса Ненаглядная», «Каштанка», «Солдат и ведьма» (по Г. Х. Андерсену) и др.), актёр и режиссёр Семён Самодур, актёр Зиновий Гердт и многие другие. На афишах спектаклей ГЦТК имена художников Бориса Тузлукова (первый спектакль с тростевыми куклами для взрослых «Волшебная лампа Аладдина» 1940 г., «Божественная комедия» 1961 г.), Валентина Андриевича («Необыкновенный концерт» 1946 г., «Под шорох твоих ресниц» 1949 г., «Буратино» 1953 г.), Алины Спешневой («Дон Жуан» 1975 г, «Три толстяка» 1977 г., «Хитрый Ёжик» 1979 г.), Марины Соколовой («Сказка о царе Салтане» 1974 г., «Дракон» 1980 г., «38 попугаев» 1982 г.).
1970 годы
С 1970 года начинается новая эра Театра Образцова – именно тогда театр переехал на Садовую-Самотёчную улицу, где находится до сих пор. Этот переезд был жизненно необходим театру – в здании на Маяковке места катастрофически не хватало. А в новом здании было сделано всё, чтобы создать волшебный кукольный мир – сложный раздвижной занавес, трансформирующиеся стены зала и, конечно же, великолепные часы на фасаде, которые стали символом театра.
Чтобы увидеть кукольное представление Театра Образцова, не обязательно заходить внутрь здания. Можно просто в полдень (или в полночь) подойти к часам и наблюдать за их волшебной жизнью. Тогда все двенадцать домиков на циферблате открываются и сказочные персонажи приветствуют зрителей под музыку Никиты Богословского «Во саду ли, в огороде». По одному окошку открывается каждый час. Идея принадлежит Сергею Образцову. Авторы часов - скульпторы Дмитрий Шаховской и Павел Шимес, механизм придумал Вениамин Кальмансон.
В 1976 году впервые в Москве прошел XII конгресс Международного союза деятелей театра кукол - UNIMA. Параллельно с заседаниями конгресса был проведен самый масштабный в СССР Международный фестиваль театров кукол. Больше ста театров со всех концов света выступили на трех театральных площадках Москвы – ГЦТК, МХАТ им. М. Горького и Ленком.
1990 годы
В 1992 году ушёл из жизни Сергей Владимирович Образцов. Народный артист СССР, лауреат Государственных премий, Президент УНИМА. Он создал 61 спектакль, среди которых «Необыкновенный концерт», «Волшебная лампа Аладдина», «Под шорох твоих ресниц», «Божественная комедия», «Дон Жуан». Воспитал несколько поколений актеров, режиссеров, драматургов, сценографов, художников в сотнях театров нашей страны, в десятках стран мира.
Для Театра имени Образцова наступило сложное время поисков. В 1994 году, соблюдая традиции Театра Образцова, его ученик и соратник Владимир Кусов поставил спектакль «Геракл» по пьесе Михаила Бартенева. В том же 1994 году художественным руководителем театра был приглашён знаменитый сценарист и режиссёр Резо Габриадзе, основатель Тбилисского театра марионеток. Однако, творческий альянс режиссера и коллектива не сложился. В 1998 году эстонский режиссёр театра кукол Рейн Агур и художник-постановщик Елена Луценко поставили в Театре Образцова пьесу Шекспира «Комедия ошибок». Этот спектакль с трюковыми костюмами, обилием «живого плана» и разными кукольными фокусами стал первым серьезным экспериментом театра в постобразцовскую эпоху. В 1996 году в театр в качестве режиссера-постановщика была приглашена Екатерина Образцова, внучка Сергея Владимировича. Творческий тандем актрисы и режиссёра, заслуженной артистки РФ Екатерины Образцовой и народного художника РФ Сергея Алимова сложился во время работы над их первой совместной постановкой в ГАЦТК «Пиковая дама» (1999) по одноименной повести Пушкина.
2000 годы
В 2000 году в Театр Образцова пришёл молодой и талантливый актёр и режиссёр Андрей Денников. Всего в ГАЦТК заслуженным артистом РФ Денниковым было поставлено 12 спектаклей в жанре синтетического театра, когда игра планшетной куклы сочетается с пением, танцами и игрой актеров в «живом плане».
2010 годы
В период с 1999 по 2019 год режиссёром Екатериной Образцовой и художником Сергеем Алимовым было поставлено девять спектаклей на большой и малой сценах. Пять из них – «Путешествия Гулливера» (2008) по сатирико-фантастическому роману Свифта, «Ночь перед Рождеством» (2004) по фантасмагорической повести Гоголя, «Три поросёнка» (2015) по знаменитой сказке в обработке Михалкова, «Барон Мюнхаузен» (2018) по книге рассказов о похождениях знаменитого выдумщика и «Дон Кихот» (2016) по бессмертному роману Сервантеса – украшают афишу театра сегодня.
В 2013 году главным режиссёром Театра Образцова стал Борис Константинов, один из самых ярких режиссёров российского театра кукол. Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска». Его первая постановка в ГАЦТК - спектакль без слов «Дюймовочка» (2008). В 2011 году им поставлен камерный «Снеговик» по сказке Андерсена (Лауреат Российской Национальной театральной премии "Золотая Маска" («лучшая работа актера театра кукол» и «лучшая работа художника в театре кукол»), в 2013 году – на Большой сцене выпущен его музыкально-поэтический спектакль «Гулял по улице щенок» по стихам современных детских поэтов Вадима Левина и Ренаты Мухи (участник специальной программы фестиваля «Золотая маска» «Детский weekend»). Творчески раскрывая традиции народного узбекского театра кукол, Константинов поставил «Али-Бабу и сорок разбойников» (2014). В сочетании кукол и живого плана он воплотил классическую комедию Бомарше «Безумный день или Женитьба Фигаро» (2014). Для работы с актерским составом спектакля над воплощением режиссерского решения постановки «Женитьбы Фигаро» активно использовался в июле 2014 года мастер-класс известного французского кукольника, режиссера и актера Николя Гуссефф «Саунд-пейнтинг – техника импровизации» при поддержке Французского института в России. В 2015 году спектакль был выдвинут на Национальную театральную Премию «Золотая Маска» в номинациях «Лучший спектакль театра кукол», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», был отмечен премией газеты «Московский Комсомолец» как «лучший спектакль театра кукол».
На Малую сцену ГАЦТК перенесена ранее поставленная блокадная сказка «Ленинградка» (2015). Затем последовали масштабные постановки знаменитых сказок на Большой сцене - «Аленький цветочек» (2015) по Аксакову, «Турандот» по Гоцци (2017), получившая шесть номинаций на «Золотой Маске-2019», и пушкинская «Сказка о царе Салтане» (2019). На Третьей сцене был поставлен спектакль по остродраматическому рассказу Василия Шукшина «Жена мужа в Париж провожала» в 2018, «Гадкий утёнок» по Андерсену стал константиновской премьерой в 2020 году.
Сегодня
Сегодня Театр Образцова – это место, где гармонично сочетаются традиции, заложенные Сергеем Образцовым и современные тенденции театра кукол.
И в ХХI веке это театр-дом, где люди и куклы живут и работают вместе, каждый день рассказывая зрителям удивительные истории. Приходите и почувствуйте волшебство играющих кукол!