«Человек-оркестр». Памяти Андрея Денникова

Музей

«Человек-оркестр». Памяти Андрея Денникова

17 марта 2023 года исполнилось бы 45 лет Андрею Денникову. 17 марта 2014 - в день своего 36-летия - Андрей Денников скончался после тяжелой болезни. 
Актёр, режиссёр, певец, художник по куклам и сценограф, автор пьес и стихов, хореограф, педагог - за 11 лет в ГАЦТК этот «человек-оркестр» поставил 13 спектаклей и исполнил более 50 ролей. Его поклонники, попав на спектакли Андрея подростками, теперь приводят в Театр своих подросших детей.
Мы предлагаем вспомнить этого удивительного человека. Помогут нам в этом рассказы актёров, работавших с Андреем, и фотографии из собрания Музея ГАЦТК.

Куклы к спектаклю «Маленькие трагедии» разных лет

Куклы к спектаклю «Маленькие трагедии» разных лет

  • «Памяти Учителя»

    Рассказывает Ирина Осинцова, актриса:
    «Спектаклем «Маленькие трагедии» по драматическим произведениям А.С. Пушкина Андрей начал свой путь в Театре имени Образцова в 2000 году. Но это было не первое его соприкосновение с произведениями нашего великого классика. Работать над «Маленькими трагедиями» Андрей начал ещё в 1997 году - на сцене «Культурного центра на Петровских линиях» состоялась премьера первой редакции этого спектакля. Тогда это был моноспектакль. Далее была сделана редакция, которая исполнялась в Доме-музее М.Н. Ермоловой. В марте 2000 года её посетил Иоаким Георгиевич Шароев, художественный руководитель факультета эстрады ГИТИСа, студентом которого тогда был Андрей.

  •  

    Это долгожданное посещение навсегда осталось в памяти Андрея не только потому, что ему было важно узнать мнение своего Учителя о спектакле, но ещё и потому, что спустя несколько дней Иоакима Георгиевича не стало. Именно поэтому последнюю редакцию «Маленьких трагедий», которую он поставил уже на двух артистов, и премьера которой состоялась 15 декабря 2000 года на сцене ГАЦТК им. С.В. Образцова, Андрей посвятил памяти своего Учителя».

    И. Осинцова. Из воспоминаний. 2023. 

Моцарт – любимый герой Андрея Денникова

Моцарт – любимый герой Андрея Денникова

«Маленькие трагедии» - дебют Андрея  Денникова и Максима Мишаева в ГАЦТК. 2000 год

«Маленькие трагедии» - дебют Андрея Денникова и Максима Мишаева в ГАЦТК. 2000 год

  • «Пять лет работы и одна репетиция»

    Рассказывает Ирина Осинцова, актриса:
    «Денников делал спектакли очень быстро, порой  за несколько месяцев, но этому предшествовала долгая подготовительная работа. Он тщательно продумывал спектакль, рисовал варианты кукол, искал музыку, а затем очень быстро воплощал уже готовое решение. В декабре 2005 года исполнялось пять  лет «Маленьким трагедиям», и вот Андрей задумал сделать новых кукол к этому дню. За время отпуска он подготовил эскизы и осенью показал их нам. Изящные, лаконичные силуэты, характерные маски лиц. Каменный гость получился в стиле Эль Греко. Скупой рыцарь и Сальери очень точные, пластичные и с огромной палитрой возможностей - ещё бы: им же читать пушкинские монологи.

     

  •  

    Вот чем хорошо, когда художник, режиссёр и актёр объединяются в одном человеке. Денников-художник точно понимает, с какими задачами столкнётся на сцене Денников-актёр. Работа над новыми куклами началась сразу, при этом спектакль продолжал играться со старыми куклами. Потом будет единственная репетиция, и в декабре он сыграет «Маленькие трагедии» с новыми куклами. Теперь они украшают музей ГАЦТК».

    И. Осинцова. Из воспоминаний. 2023. 

Сальери в новой версии спектакля. 2005 год

Сальери в новой версии спектакля. 2005 год

Финал спектакля «Риголетто»

Финал спектакля «Риголетто»

  • «Это было страшно, как моя жизнь во время постановки «Риголетто»

    Рассказывает Ирина Осинцова, актриса:
    «Марсель, Франция. Мы на гастролях с постановкой оперы Дж. Верди «Риголетто» на Фестивале русского искусства. Андрей исполняет в нём пять центральных партий - Риголетто, Джильды, Герцога Мантуанского, Маддалены и Монтероне. Во время гастролей «Маленьких трагедий» французы впечатлились уникальными особенностями его голоса - он мог исполнять партии любой тесситуры - и попросили поставить такой спектакль, где этот дар был бы проявлен в полном объёме. Фестиваль выделил  средства с условием, что премьера играется в Марселе. 
    Мы прилетели во Францию за три дня до премьеры и по плану все три дня должны репетировать. Но первые два дня мы просто потеряли. Возникла проблема с растаможкой декораций в аэропорту Марселя. На третий день наконец-то наши декорации приехали в театр. До премьеры сутки. Мы спешим на репетицию полные решимости за один день прижиться на новой сцене, разобраться с перестановками, светом, то есть сделать всё то, на что обычно уходит не одна неделя.

  •  

    Когда наши монтировщики разобрали ящики с грузом, то обнаружилось огромное количество недоделок. Репетировать нельзя! Художник-постановщик Аня Львова хватает ящик с нитками, иголками, какими-то декоративными элементами, кидается на сцену и начинает шить, клеить, резать. Андрей не выдерживает и тоже начинает что-то пришивать. К Андрею и Ане присоединяемся  я и ещё две актрисы. Вечером наконец-то начинается репетиция с декорациями и костюмами. Первая и последняя. Андрей общается с труппой знаками и записками - на нервной почве он начал терять голос, а ему завтра исполнять несколько сложнейших партий, да ещё и с куклами в руках.  В Марселе его свозили к фониатру. Тот дал какие-то лекарства, велел молчать до спектакля и сказал, что хотел бы написать научное исследование по его связкам. Премьера прошла блестяще! 
    После этой постановки у Андрея появится поговорка: «Это было страшно, как моя жизнь во время постановки «Риголетто».  

    И. Осинцова. Из воспоминаний. 2023.

Сцена из спектакля «Исповедь хулигана». 2005 год

Сцена из спектакля «Исповедь хулигана». 2005 год

  • «Абсолютно точное попадание»

    Рассказывает Андрей Абельцев, актёр:
    «Я был учеником 11 класса,  посещал театральную студию, интересовался литературой, в частности, поэзией Есенина. Однажды в студии мне предложили с другим классом съездить на спектакль «Исповедь хулигана». Что со мной произошло, я до сих пор не могу описать словами, потому что это было настолько точное попадание именно в тот образ Есенина, то видение, то чувство его поэзии, какое я себе сам представлял. Я смотрел, не отрываясь.

  •  

    Я сразу заинтересовался этим актёром, Андреем Денниковым, стал про него читать. Я могу сказать с точностью, что именно этот спектакль, «Исповедь хулигана», для  меня стал определяющим моментом, после которого я решил связать свою жизнь с театром. Я поступил в театральный институт, четыре года учился  и постоянно ходил именно на спектакли Андрея Денникова. И вот, за эти годы я понял, что это тот человек, с которым точно совпадает  мой взгляд на искусство, и вообще, тот человек, с которым хочется быть в одном поле, что-то творить, быть в команде, как сейчас говорят. Я написал письмо на форуме,  и он мне ответил. Он предложил встретиться, я пришёл на спектакль, ко мне подошёл человек и проводил меня в гримёрку - в которой я по сей день нахожусь. Не было никакого кастинга, просто состоялся очень душевный разговор, после чего мы начали работать вместе».

    А. Абельцев. Из воспоминаний. 2023.

Сцена из спектакля «Исповедь хулигана». 2005 год

Сцена из спектакля «Исповедь хулигана». 2005 год

Лаура отстукивала чечётку-карретилью несуществующими каблуками

Лаура отстукивала чечётку-карретилью несуществующими каблуками

  • «Мне показалось это магией»

    Рассказывает Яна Михайлова, актриса:
    «Это было давно, я еще занималась у него в студии. Примерно, год 2001-2002. В то время шёл спектакль «Молодость короля Людовика XIV».  В репетиционном зале, где проходили занятия студии,  осталась ширма,  и на ней висела планшетная кукла Анна Австрийская. Андрей Сергеевич начал занятие с того, что молча взял куклу, опустился с ней на колени…  и она у него пошла! Я была поражена, потому что было полное ощущение, что у неё есть  ноги и  каблучки! На самом деле у  этой куклы нет ног, просто платье. И с того самого момента я захотела заниматься этой профессией. Мне показалось это магией».

    Яна Михайлова. Из воспоминаний. 2023.

Сцена из спектакля «Жизнь собачья», 2007 год

Сцена из спектакля «Жизнь собачья», 2007 год

  • «Жизнь собачья»

    Рассказывает Ирина Осинцова, актриса:
    «Жизнь собачья» была поставлена в 2007 году. Валерий Белякович написал пьесу по повести Константина Сергиенко «До свиданья, овраг» и Андрей брал у него разрешение поставить её на сцене Театра Образцова. Мне говорили, что Белякович разрешил с формулировкой: «Только потому, что это будет ставить Денников». 
    Этот спектакль нравился мне меньше остальных работ Андрея. Несмотря на прекрасно прописанные роли и великолепных кукол, всё время работы в спектакле меня не покидало ощущение тяжеловесности. Потом я уже разобралась, в чём дело. Стиль Андрея на сцене - красота, легкость, музыкальность и чувство юмора. А здесь, во-первых, была очень тяжёлая, лишённая мелодии музыка - для меня она стирала границы в настроениях.  Я даже как-то сказала Андрею: «Ты выбрал такое музыкальное оформление… Эта музыка - она как будто не в твоем стиле». Он ответил: «Зато Мария Каллас в финале прозвучит великолепно». А во-вторых, в спектакле были очень массивные декорации. Бетонные блоки и груды мусора заполнили сцену. Нам оставалась только узкая полоска авансцены.

  •  

    Спектакль просуществовал год и был снят по решению директора. В 2010 году Андрей говорил, что хотел бы восстановить спектакль, но…  в новых декорациях! Он придумал драпировку из мешковины. Вначале она должна была покрывать сцену, представляя уютный овраг, но по ходу спектакля края ткани-оврага начнут подниматься, чтобы в конце превратиться в огромный мешок. Уверена, что с музыкой он тоже что-то придумал бы. К сожалению, эти планы не осуществились. Но зато от этого спектакля остались изумительные морды собак (по эскизам Андрея), которых я люблю и считаю великолепными. И я очень рада, что у одной из них актёрская жизнь продолжается - с Таксой я работаю в Музее-квартире Образцова. Она проводит там экскурсию «Пока Хозяина нет дома».

    И. Осинцова. Из воспоминаний. 2023.

Яна Михайлова в роли Крошки, «Жизнь собачья»

Яна Михайлова в роли Крошки, «Жизнь собачья»

  • «У неё лапки!»

    Рассказывает Яна Михайлова, актриса:
    «Когда мы репетировали спектакль «Жизнь собачья» (это был мой дебют в театре, я готовила роль собаки Крошки) Андрей Сергеевич меня ничуть не щадил. Он говорил мне: «Что это за скучная рыба по сцене ползает!? Что это за медуза!!? Я вчера весь день в мастерской рождал образы, все руки себе пожёг!!! Всё же просто!» И протягивает ко мне руки - они все в пятнах краски, заусенцах и ожогах от клеевого пистолета. Импульсивным движением берет у меня куклу и показывает, как бегает и прыгает собака Крошка. Смотрю - у неё лапы вон какие, оказывается! Она скачет, как настоящий щенок. Чудо какое-то. Молча вручает мне обратно куклу, я несусь в большое фойе к зеркалу. Вспоминаю это время, с огромной благодарностью, как очень счастливое и радостное».

    Яна Михайлова. Из воспоминаний. 2023
     

Танец вилисс. Сп. «Нижинский, сумасшедший божий клоун». 2008 год

Танец вилисс. Сп. «Нижинский, сумасшедший божий клоун». 2008 год

  • «У тебя юбка не летит!»

    «В спектакле «Нижинский, сумасшедший Божий клоун» по пьесе Глена Бламстайна Денников - не только режиссёр, исполнитель главной роли, автор сценографии, художник по куклам, но ещё и постановщик танцев. В спектакле есть несколько эпизодов с фрагментами балетов, и исполняются они куклами. Андрей никогда не ставил кукле «человеческую» хореографию. Он находил у куклы движение, похожее на настоящее. Получалась не пародия на человека, а образ танца. И вот в спектакле есть сцена из «Жизели», когда Альбер приходит на могилу Жизели и его окружают вилиссы - призраки невест, погибших до свадьбы. Мы работаем куклами вилисс. Андрей придумал для кукол движения, имитирующие очень амплитудные прыжки.

  •  

    Куклы не просто должны освоить эти движения, необходим абсолютный синхрон, ведь вилиссы - это кордебалет. Должна быть одинаковая амплитуда, ткань юбок должна раскрываться и лететь одинаково. Мы репетируем почти каждый день, по многу раз, на протяжении не одного месяца. Андрей добивается идеальной чистоты. Кажется, он может репетировать до бесконечности. «Стоп! У тебя юбка не летит! Ещё раз!», - и мы снова повторяем: «sissonne fermee, grand pas jete, sissonne fermee, grand pas jete...»
     

    И. Осинцова. Из воспоминаний. 2023.

Костюм Вацлава Нижинского к балету «Видение розы». Фото из открытых источников

Костюм Вацлава Нижинского к балету «Видение розы». Фото из открытых источников

  • «Как изобразить запах»

    «В «Нижинском...» был эпизод из балета «Видение Розы». И, конечно, Призрак розы должен был быть решён в кукле. Но как это сделать? Как изобразить в кукле аромат? Андрей рассказывал, что не понимал, как это сделать, пока не увидел в книге про Дягилева фотографию костюма Нижинского из этого балета. После этого образ куклы возник моментально». 

    Ирина Осинцова. из воспоминаний. 2023.
     

Андрей с куклой Призрак Розы

Андрей с куклой Призрак Розы

Сцена из сп. «Странная миссис Сэвидж», 2006 год

Сцена из сп. «Странная миссис Сэвидж», 2006 год

  • «Своим творчеством он проповедует»

    О стремлении Андрея просветить своих зрителей, донести до них «разумное, доброе, вечное» рассказала народная артистка СССР Вера Васильева, сыгравшая главную роль в спектакле «Странная миссис Сэвидж» (2006). Это история Джона Патрика о пожилой женщине, которую выросшие дети отправили в сумасшедший дом, чтобы получить её деньги.
    «Когда Денников пригласил меня в свой спектакль, я была счастлива. У Андрея есть свой мир, очень наполненный, тонкий, точный. Своим творчеством он проповедует.

  •  

    И мне бы хотелось проповедовать, ведь его проповедь – пробуждение чувств, глубоких и чистых, в атмосфере холодной быстроты нашего времени. Мне хотелось бы зацепить зрителя нежностью, добротой, беззащитностью, которые обретают качество силы… 
    Я люблю Андрея, рада работе с ним, с его группой актёров. Я молю Бога, чтобы мы смогли дотянуться до него, осуществить его замысел».

    И. Чернович. «Зимний «поцелованный солнцем» спектакль» // «Планета Красота», № 11-12, 2006. 

Вера Васильева - миссис Сэвидж, Андрей Денников – Джеффри

Вера Васильева - миссис Сэвидж, Андрей Денников – Джеффри

Сцена из спектакля «Мёртвые души»

Сцена из спектакля «Мёртвые души»

  • «Последний поклон»

    Рассказывает Ирина Осинцова:
    «29 мая 2011 года. Мы играем на сцене ГАЦТК «Концерт для Чичикова с оркестром» по поэме Гоголя «Мёртвые души».  Все герои Гоголя сделаны по рисункам П. Боклевского. Место действия - бричка Чичикова. Благодаря такому лаконичному решению не потерялось нечто очень важное - что у Гоголя написана поэма, но сохранились острота и характерный гоголевский юмор. Несмотря на масштабность это, возможно, один из самых лёгких спектаклей. Он идёт в сплоченном ансамбле, и на нём редко происходит что-то из ряда вон выходящее. Так было и в этот раз. Спектакль прошёл замечательно. Зал смеялся и дышал вместе с нами все четыре часа.  Всё как обычно, за одним исключением - это был последний спектакль в жизни Андрея.

  •  

    Через несколько дней мы поедем на гастроли, и по дороге в аэропорт Шереметьево наш автобус врежется в столб, а затем у Андрея случится второй инсульт. (Совпадение? 29 мая, только 2005 года у него произошёл первый инсульт во время спектакля «Исповедь хулигана»). Будет вторая операция, но он уже не сможет больше выходить на сцену. Через три года его не станет. Но мы ещё об это не знаем и, счастливые, стоим на сцене ГАЦТК и принимаем цветы и жаркие  аплодисменты». 

    Ирина Осинцова. Из воспоминаний. 2023.

Сцена из спектакля «Мёртвые души»

Сцена из спектакля «Мёртвые души»

puppet

Ждем вас в театре всегда!