«Каким мог бы стать «Концерт»
«Каким мог бы стать «Концерт»
26 марта 1968 года – ровно 55 лет назад – на сцене Театра Образцова, еще в старом здании на Маяковке - состоялась премьера 2-й редакции «Необыкновенного концерта». Спектакль впервые сыграли в том виде, в каком он идет и сейчас.
Как всякая премьера, новая редакция «Необыкновенного концерта» прошла долгий путь обсуждений и поисков. Мы предлагаем вашему вниманию эскизы кукол, которые не были приняты в работу. Попробуем представить себе, каким МОГ БЫ стать «Необыкновенный концерт», если бы все предложения были приняты.
Спектакль 3600-й – он же первый
1-я редакция «Концерта» была выпущена в 1946 году, спектакль играли, не переставая, пока шла работа над новой редакцией. Так что премьера 2-й редакции совпала с 3600 по счету представлением спектакля.
«Заслуживающий внимания артист республики» Аркадий Апломбов 3599 раз появлялся перед зрителями, чтобы «поднять их культурный уровень». Однако в последнее время он понял, что многие из его зрителей выросли настолько, что его остроты перестали пользоваться успехом. Да и многие номера «Концерта» потускнели.
В театре провели конкурс, и вот теперь Апломбов может спокойно уступить своё место на эстраде новому поколению замечательных артистов. СЕГОДНЯ Апломбов в последний раз появится перед теми, кому посчастливилось попасть в театр, чтобы проститься и представить зрителям новых участников концерта».«Необыкновенный концерт». 3599+1» // «Советская культура», 26.03.1968.
Конкурс эскизов для новой редакции
Рассказывает Вера Конюхова, старейший художник театра:
«До появления в 1968 году второй редакции «Концерт» не был однородным. Одни номера снимали, другие ставили. Где-то в 1967 году Образцов позвал художников из мастерских – меня, Бориса Кнерцера, Петра Кузнецова, Володю Гарбузова, Михаила Артемьева, – и сказал, что хочет обновлять «Концерт» и мы, молодежь, можем проявить себя – нарисовать эскизы кукол для нового «Концерта». Участвовал в этой «карусели» и Борис Тузлуков. Не могу сказать, существовали ли на тот момент эскизы Валентина Андриевича, или он тоже участвовал в этом «конкурсе». Одно известно наверняка: он нарисовал какую-то куклу, показал Образцову и заразил его идеей новых кукол в «конструктивистском» стиле, с использованием геометрических форм. Образцов почувствовал, что эта форма более современная».В. Конюхова. «Зарисовки театрального художника». – Москва, 2014.
«Подтанцовка с огоньком»
«В спектакле «Под шорох твоих ресниц» (1949) на одну минуту на сцену выходили токарные куклы девушек, совершая автоматические движения под музыку. Вся соль заключалась в том, что куклы были обнажены, что в те годы воспринималось как вызов, а не просто шалость. Художник спектакля Валентин Андриевич, работая над обновлённым вариантом «Необыкновенного концерта», предложил вставить канкан с новыми усовершенствованными куклами в номер «Оперетта». Четыре танцовщицы танцуют канкан и поныне».
В. Конюхова. «Зарисовки театрального художника». – Москва, 2014.
«Частушечницы»
«В 1-й редакции «Концерта» был номер «Частушечницы». Три куклы в русских костюмах под баян исполняли куплеты с нарочито глупым текстом. До Образцова доходили слухи, что «шутники» иногда путали проверенный цензурой текст, вставляли отсебятину. Члены министерского реперткома часто бывали на спектаклях, и Образцов ждал беды. Он несколько раз пытался изъять этот беспокойный номер – но его защищали артисты. Частушечницы пели, пока не подвернулся случай. Самолёт, на котором отправляли груз на очередную гастроль, потерпел аварию в Подмосковье. Пока самолёт падал, из него выкидывали груз, в том числе наши ящики с куклами. Некоторые куклы пострадали, и под предлогом, что их трудно восстановить, С. Образцов снял этот номер».
В. Конюхова. «Зарисовки театрального художника». – Москва, 2014.
Тем не менее, номера в стиле «а-ля рюс» предлагались и для 2-й редакции «Необыкновенного концерта». Были это вокальные номера или танцы - мы можем только гадать по эскизам.
«Это твист, это твист…»
Ультрамодный в 60-е годы танец твист и появившаяся тогда же рок-музыка тоже не ускользнули от внимания создателей «Концерта». К сожалению, дальше эскизов и обсуждений дело не пошло. Эскизы очень динамичны, потрясающе выразительны, герои одеты по «последнему писку моды». Остается только представить себе, какими бы получились ожившие куклы.
«Земля в иллюминаторе»
Тема технического прогресса, торжества науки, освоения Космоса, спор физиков и лириков – всё, что было актуально в 1960-е годы - просилось на ширму. Борис Тузлуков предложил для будущего спектакля танцующих роботов.
Эти эскизы к «Необыкновенному концерту» не подписаны, однако герои поражают воображение удивительной конструкцией.
«Сегодня он играет джаз, а завтра ….» перестанет
Больше всего вариантов – у куклы Джазовой Певицы. В 1-й редакции «Необыкновенного концерта» (1946) была «трансатлантическая звезда» Зоя Майонез. Над образом Певицы работали и Вера Терехова, и Валентин Андриевич, и художник по костюмам Наталья Шнайдер.
Несмотря на большое количество вариантов, в новом «Необыкновенном концерте» нет классического джаза. Вместо разряженной трансатлантической звезды появилась страдающая французская певица Мари Жють, а вместо джаза – ансамбль «Блям», играющий «конкретную музыку» чайниками и прочими неподходящими предметами.
Идеи не пропадают
Отвергнутые Худсоветом эскизы не пропали. Непринятые эскизы бережно хранятся в собрании музея и вдохновляют создателей на новые идеи. Например, шляпа танцовщицы с эскиза Бориса Тузлукова направилась прямиком на программку спектакля «Соломенная шляпка» - тоже спектакля по-своему авангардного.