«Каким мог бы стать «Концерт»

Музей

«Каким мог бы стать «Концерт»

26 марта 1968 года – ровно 55 лет назад – на сцене Театра Образцова, еще в старом здании на Маяковке -  состоялась премьера 2-й редакции «Необыкновенного концерта».  Спектакль впервые сыграли в том виде, в каком он идет и сейчас.  
Как всякая премьера, новая редакция «Необыкновенного концерта» прошла долгий путь обсуждений и поисков.  Мы предлагаем вашему вниманию эскизы кукол, которые не были приняты в работу. Попробуем представить себе, каким МОГ БЫ стать «Необыкновенный концерт», если бы все предложения были приняты.
 

В. Андриевич. Конферансье Апломбов. 1-я редакция «Необыкновенного концерта», 1946 год

В. Андриевич. Конферансье Апломбов. 1-я редакция «Необыкновенного концерта», 1946 год

  • Спектакль 3600-й – он же первый

    1-я редакция «Концерта» была выпущена в 1946 году, спектакль играли, не переставая, пока шла работа над  новой редакцией. Так что премьера 2-й редакции совпала с 3600 по счету представлением спектакля. 

    «Заслуживающий внимания артист республики» Аркадий Апломбов 3599 раз появлялся перед зрителями, чтобы «поднять их культурный уровень». Однако в последнее время он понял, что многие из его зрителей выросли настолько, что его остроты перестали пользоваться успехом. Да и многие номера «Концерта» потускнели. 
    В театре провели конкурс, и вот теперь Апломбов может спокойно уступить своё место на эстраде новому поколению замечательных артистов. СЕГОДНЯ Апломбов в последний раз появится перед теми, кому посчастливилось попасть в театр, чтобы проститься и представить зрителям новых участников концерта». 

    «Необыкновенный концерт». 3599+1» // «Советская культура», 26.03.1968.

Н. Шнайдер. Солистка оперетты. Эскиз костюма. 1967 год

Н. Шнайдер. Солистка оперетты. Эскиз костюма. 1967 год

  • Конкурс эскизов для новой редакции

    Рассказывает Вера Конюхова, старейший художник театра:
    «До появления в 1968 году второй редакции «Концерт» не был однородным. Одни номера снимали, другие ставили. Где-то в 1967 году Образцов  позвал художников из мастерских – меня, Бориса Кнерцера, Петра Кузнецова, Володю Гарбузова, Михаила Артемьева, – и сказал, что хочет обновлять «Концерт» и мы, молодежь, можем проявить себя – нарисовать эскизы кукол для нового «Концерта».  Участвовал в этой «карусели» и Борис Тузлуков. Не могу сказать, существовали ли на тот момент эскизы Валентина Андриевича, или он тоже участвовал в этом «конкурсе». Одно известно наверняка: он нарисовал какую-то куклу, показал Образцову и заразил его идеей новых кукол в «конструктивистском» стиле, с использованием геометрических форм. Образцов почувствовал, что эта форма более современная».

    В. Конюхова. «Зарисовки театрального художника». – Москва, 2014.

Б. Тузлуков. Солист оперетты. Эскиз 1967 года

Б. Тузлуков. Солист оперетты. Эскиз 1967 года

Б. Тузлуков. Солистка оперетты. Эскиз 1967 года

Б. Тузлуков. Солистка оперетты. Эскиз 1967 года

В. Андриевич. Эскиз куклы Танцовщица джаза. 1946 год

В. Андриевич. Эскиз куклы Танцовщица джаза. 1946 год

Б. Тузлуков. Эскиз куклы Танцовщица. 1967 год

Б. Тузлуков. Эскиз куклы Танцовщица. 1967 год

  • «Подтанцовка с огоньком»

    «В спектакле «Под шорох твоих ресниц» (1949) на одну минуту на сцену выходили токарные куклы девушек, совершая  автоматические движения под музыку. Вся соль заключалась в том, что куклы были обнажены, что в те годы воспринималось как вызов, а не просто шалость. Художник спектакля Валентин Андриевич, работая  над обновлённым вариантом «Необыкновенного концерта», предложил вставить канкан с новыми усовершенствованными куклами в номер «Оперетта». Четыре танцовщицы танцуют канкан и поныне».

    В. Конюхова. «Зарисовки театрального художника». – Москва, 2014.

Б. Тузлуков. Вариант куклы Танцовщица. 1967 год

Б. Тузлуков. Вариант куклы Танцовщица. 1967 год

Н. Шнайдер. Эскиз куклы Танцовщица. 1967 год

Н. Шнайдер. Эскиз куклы Танцовщица. 1967 год

В. Терехова. Эскиз куклы Частушечница, 1946 год

В. Терехова. Эскиз куклы Частушечница, 1946 год

  • «Частушечницы»

    «В 1-й редакции «Концерта» был номер «Частушечницы». Три куклы в русских костюмах под баян исполняли куплеты с нарочито глупым текстом. До Образцова доходили слухи, что «шутники» иногда путали проверенный цензурой  текст, вставляли отсебятину. Члены министерского реперткома часто бывали на спектаклях, и Образцов ждал беды. Он несколько раз пытался изъять этот беспокойный номер – но его защищали артисты. Частушечницы пели, пока не подвернулся случай. Самолёт, на котором отправляли груз на очередную гастроль, потерпел аварию в Подмосковье. Пока самолёт падал, из него выкидывали груз, в том числе наши ящики с куклами. Некоторые куклы пострадали, и под предлогом, что их трудно восстановить, С. Образцов снял этот номер».

    В. Конюхова. «Зарисовки театрального художника». – Москва, 2014.

    Тем не менее,  номера в стиле «а-ля рюс» предлагались и для 2-й редакции «Необыкновенного концерта». Были это вокальные номера или танцы - мы можем только гадать по эскизам.

Б. Тузлуков. Эскиз куклы ко 2-й редакции «Концерта», 1967 год

Б. Тузлуков. Эскиз куклы ко 2-й редакции «Концерта», 1967 год

Б. Тузлуков. Эскиз куклы ко 2-й редакции «Концерта», 1967 год

Б. Тузлуков. Эскиз куклы ко 2-й редакции «Концерта», 1967 год

Эскиз к номеру «Твист». Художник неизвестен. 1967 год

Эскиз к номеру «Твист». Художник неизвестен. 1967 год

Б. Тузлуков. Эскиз куклы Рок-певец. 1967 год

Б. Тузлуков. Эскиз куклы Рок-певец. 1967 год

  • «Это твист, это твист…»

    Ультрамодный в 60-е годы танец твист и появившаяся тогда же  рок-музыка тоже не ускользнули от внимания создателей «Концерта».  К сожалению, дальше эскизов и обсуждений дело не пошло. Эскизы очень динамичны, потрясающе выразительны, герои одеты по «последнему писку моды». Остается только представить себе, какими бы получились ожившие куклы.

Б. Тузлуков. Эскиз к номеру «Твист». 1967 год

Б. Тузлуков. Эскиз к номеру «Твист». 1967 год

Б. Тузлуков. Эскиз к номеру «Твист». 1967 год

Б. Тузлуков. Эскиз к номеру «Твист». 1967 год

Б. Тузлуков. Эскиз куклы к «Необыкновенному концерту», 1967 год

Б. Тузлуков. Эскиз куклы к «Необыкновенному концерту», 1967 год

  • «Земля в иллюминаторе»

    Тема технического прогресса, торжества науки, освоения Космоса, спор физиков и лириков – всё, что было актуально в 1960-е годы - просилось на ширму. Борис Тузлуков предложил для будущего спектакля танцующих роботов. 
    Эти эскизы к «Необыкновенному концерту» не подписаны, однако герои поражают воображение удивительной конструкцией.

Б. Тузлуков. Эскиз куклы к «Необыкновенному концерту», 1967 год

Б. Тузлуков. Эскиз куклы к «Необыкновенному концерту», 1967 год

Эскиз куклы Джазовая певица. Автор неизвестен. 1967 год

Эскиз куклы Джазовая певица. Автор неизвестен. 1967 год

  • «Сегодня он играет джаз, а завтра ….» перестанет

    Больше всего вариантов – у куклы  Джазовой Певицы.  В 1-й редакции «Необыкновенного концерта» (1946) была «трансатлантическая звезда» Зоя Майонез. Над образом Певицы работали и Вера Терехова, и Валентин Андриевич, и художник по костюмам Наталья Шнайдер. 
    Несмотря на большое количество вариантов, в новом  «Необыкновенном концерте» нет классического джаза. Вместо разряженной трансатлантической звезды появилась  страдающая французская певица Мари Жють, а вместо джаза – ансамбль «Блям», играющий «конкретную музыку»  чайниками и прочими неподходящими предметами.

Н. Шнайдер. Эскиз костюма Джазовой Певицы. 1967 год

Н. Шнайдер. Эскиз костюма Джазовой Певицы. 1967 год

Эскиз куклы Джазовая певица. Автор неизвестен. 1967 год

Эскиз куклы Джазовая певица. Автор неизвестен. 1967 год

Б. Тузлуков. Эскиз куклы ко 2-й редакции «Необыкновенного концерта», 1967 год

Б. Тузлуков. Эскиз куклы ко 2-й редакции «Необыкновенного концерта», 1967 год

  • Идеи не пропадают

    Отвергнутые Худсоветом эскизы не пропали.  Непринятые эскизы бережно хранятся в собрании музея и вдохновляют создателей на новые идеи. Например, шляпа танцовщицы с эскиза Бориса Тузлукова направилась прямиком на программку спектакля «Соломенная шляпка» - тоже спектакля по-своему авангардного. 

Б. Тузлуков. Эскиз куклы ко 2-й редакции «Необыкновенного концерта», 1967 год

Б. Тузлуков. Эскиз куклы ко 2-й редакции «Необыкновенного концерта», 1967 год

Б. Тузлуков. Эскиз куклы ко 2-й редакции «Необыкновенного концерта», 1967 год

Б. Тузлуков. Эскиз куклы ко 2-й редакции «Необыкновенного концерта», 1967 год

puppet

Ждем вас в театре всегда!