«Наша «Чайка», только рыба»

Музей

«Наша «Чайка», только рыба»

85 лет назад, в 1936 году состоялась премьера легендарного спектакля «По щучьему веленью». Сергей Владимирович Образцов называл этот спектакль «Наша «Чайка», потому что спектакль принес театру настоящую славу (как пьеса Чехова  «Чайка» прославила МХАТ). Предлагаем вам рассказ о том, как родился этот замечательный спектакль, который до сих пор радует зрителей.

В. Терехова. Эскиз дворца

В. Терехова. Эскиз дворца

  • «Ступайте, сани, в лес сами»

    «В спектакле, который был поставлен в тридцать шестом году, «По щучьему веленью»…  мужик Емеля и на русской печке ездит, и в лес по дрова его сани без лошади везут. Там все время движение. И придумали мы, чтобы сама ширма, вернее, обод на этой ширме вертелся, а на нем можно деревья крепить. В центре поставили солнце. Оно двумя руками голубое небо держит, а если повернется, то теми же руками держит кумач. Выезжают золотые троны – и получаются палаты царские. Все это мы с художницей Верой Тереховой придумали, а Вадим Кочетов написал замечательную музыку».

    С. Образцов. «По ступенькам памяти». - Москва, 1987 

А таким стал дворец в спектакле. Фото 1936 года

А таким стал дворец в спектакле. Фото 1936 года

Т. Александрова. Эскиз куклы Царь

Т. Александрова. Эскиз куклы Царь

  • «Щука тайну проглотила»

    Художником спектакля «По щучьему веленью» во всех программках значится Вера Николаевна Терехова. Однако в нашем музее хранятся  эскизы кукол с подписью  «Т. Александрова». Татьяна Борисовна Александрова – самый первый художник Театра Образцова, она оформила наши первые спектакли, например «Джим и Доллар». Работу над «Щукой» тоже начинала она. А уж что случилось в процессе работы, почему Татьяна Борисовна театр навсегда оставила – про то одни куклы знают, да рассказать не могут. 

Т. Александрова. Эскиз куклы Емеля

Т. Александрова. Эскиз куклы Емеля

Т. Александрова. Эскиз куклы царевна Несмеяна

Т. Александрова. Эскиз куклы царевна Несмеяна

Николай Федорович Солнцев за работой

Николай Федорович Солнцев за работой

  • «Удивительный человек работает в нашем театре»

    «Удивительный человек в нашем театре работает. Солнцев. Мастер кукол. Нигде не учился, рисовать не умеет, а скульптор по дереву и выдумщик, каких нету…».
    С. Образцов. «По ступенькам памяти». - Москва,1987

    «В спектакле «По щучьему веленью» Солнцев создал свое знаменитое «войско царское». Шагали воины совсем по-особому, поднимая одну и ту же ногу вверх. .. Изумительным чутьем к кукольным возможностям обладал Николай Федорович Солнцев. Делая куклу, он играл ею, играл с увлечением, как заправский профессиональный актер-кукольник, которым он, в сущности, и был».
    А. Федотов. Из записей. Цит по: «Academia Образцова». - М, "Дизайн-Хаус", 2007
     

Шагает войско царское. Кукол ведут Семен Самодур и Гарри Росфельдт

Шагает войско царское. Кукол ведут Семен Самодур и Гарри Росфельдт

С. Образцов, В. Терехова и Б. Тузлуков обсуждают будущий спектакль

С. Образцов, В. Терехова и Б. Тузлуков обсуждают будущий спектакль

  • «Подвал на Поварской»

    Вспоминает автор пьесы «По щучьему веленью» Е. Тараховская:
    «В моей памяти возникает … подвал большого дома на улице Воровского. Здесь ютится кукольный театр. Отопления нет. С.В. Образцов, актёры, художник, композитор – в шубах, шапках, ботах, валенках. Но никто не замечает холода. Репетируют «Щучье веленье».  Мне вспоминается, с какой горячностью обсуждали С.В.  Образцов и весь коллектив актёров каждый жест кукол, каждую деталь постановки. Не было ни одного штриха, ни одного оттенка декорации, которые не обсуждались бы С.В. Образцовым и художницей В.Н. Тереховой.

  •  

    Как сейчас помню тогда ещё совсем юных актёров и актрис. Вот Анастасия Воскобойникова. Она по-ребячьи смеётся и плачет, играя Несмеяну, и вдруг её голос становится нежным и как будто доносится откуда-то издалека – это она же одновременно играет волшебную Щуку. Вот совсем ещё молодой актёр Гарри Юльевич Росфельдт… С каким тонким юмором и лукавством играл он героя сказки – Емелю. Вот весёлый молодой актёр Семён Самодур. Невозможно без смеха смотреть на Генерала в его исполнении. Вот юная актриса Лидия Казьмина. Она играет расслабленного, придурковатого Царя… Они так же влюблены в своё дело, как и все работающие в кукольном театре». 
     

    Е. Тараховская. Из воспоминаний. Цит по: «Academia Образцова». - М, Дизайн-Хаус, 2007

Художники театра за изготовлением кукол

Художники театра за изготовлением кукол

Емеля и Щука, 1936 год

Емеля и Щука, 1936 год

  • «Нормальная волшебная сказка»

    Рассказывает исполнитель роли Емели Адиль Искендер.
    «Ввод на роль Емели… Со мной сначала работал Владимир Штейн, наш режиссер по вводам, затем – народный артист РСФСР Семен Соломонович Самодур. Потом меня надо было показать уже Образцову, и после показа, на обсуждении, Образцов сказал: 
    «Мы играем русскую народную афанасьевскую сказку. А Ваш Емеля – отнюдь не бытовой, не крестьянин, Вы только рядитесь под простака, и у Вас это получается неорганично. Сыграйте-ка такого Емелю, которому только ему одному понятна щучья речь. Щучья человеческая речь. Вспомните, у Афанасьева кроме бытовых сказок, есть еще и волшебные. Вот тогда Ваши потуги быть бодрячком уйдут, и останется нормальная волшебная сказка».  

Емеля и Щука

Емеля и Щука

  • «Два поколения зрителей»

    «Когда исполнилось нашей «Щуке» тридцать лет, я вышел на просцениум и спросил: «Есть ли тут среди зрителей такие мамы, которые сами в детстве этот спектакль видели, а сейчас своих детей привели?» Семь мам встали и подняли руки, а их дети на них с удивлением глядели.
    Я был счастлив. Значит, скольким же детям за тридцать лет этот спектакль в сердце вошёл! Расшевелил в них доброе. Ведь спектакль-то добрый, очень добрый. А искусство – вещь сильная, сильней, чем мы думаем».

    С. Образцов. «По ступенькам памяти».- Москва, 1987

Плакаты спектакля разных лет

Плакаты спектакля разных лет

  • «Щука за два с половиной миллиона»

    В 1996 году спектаклю «По щучьему веленью» исполнилось 60 лет. К сожалению, это было очень непростое время, и юбилей «Щуки» отпраздновали вполне в духе времени. Вот как объявили об этом в газете:
    «На юбилей придут 243 человека, купившие билеты стоимостью два с половиной миллиона рублей. Билеты изготовлены на Гознаке и имеют нумизматическую ценность. Эксклюзивный закрытый спектакль пройдет всего один раз и будет сопровождаться благотворительной акцией, средства от которой пойдут на сохранение спектакля «По щучьему веленью»... Помимо спектакля, в программе вечера – развлекательная программа: аукцион, показ мод, выступление звёзд эстрады».

    Н. Тебелева. «Щука за два с половиной миллиона»//«Неделя», № 40, 1996

На праздновании 60-летия спектакля «По щучьему веленью». 1996

На праздновании 60-летия спектакля «По щучьему веленью». 1996

  • «Для меня это сбывшаяся детская мечта»

    На сегодня «По щучьему веленью» - это настоящий ветеран кукольной сцены. В нашей афише нет  ни одного спектакля старше «Щуки». Конечно, куклы в нем не те самые, которыми играли 85 лет назад – это их «близнецы», сделанные точь-в-точь как старые. Читая в интернете отзывы современных мам, мы по-прежнему слышим семейные истории.

    «Во время просмотра я отчетливо вспомнила, что этот спектакль я смотрела в детстве. Тот же сюжет, те же куклы». (пользователь miss shu, 2014).

    «Для меня это – сбывшаяся детская мечта. Дома у нас была большая иллюстрированная книга о театре Образцова. Я изучила ее до дыр. Из спектаклей по фотографиям запомнился мне именно «По щучьему веленью». И приятно осознавать, что сегодня я побывала именно на том «книжном» спектакле». (пользователь Aka, 2013).

    И эта связь поколений будет продолжаться до тех пор, пока «Щука» живет на нашей сцене.

Финал спектакля

Финал спектакля

Следующая выставка

puppet

Ждем вас в театре всегда!