Валерий Вольховский: Не мешайте кукле жить!

Музей

Валерий Вольховский: Не мешайте кукле жить!

К 85-летию со дня рождения режиссёра.

16 декабря 2023 года исполняется 85 лет со дня рождения Валерия Аркадьевича  Вольховского (1938 – 2003). Режиссёр и актёр театра кукол, ученик Михаила Королёва (окончил ЛГИТМиК в 1964),  слушатель Высших режиссёрских курсов п/р С. В. Образцова (1966), народный артист РФ (1994), Валерий Вольховский был одним  из создателей «уральской зоны» - так называют режиссёров и художников, которые в 1980-е годы ставили спектакли с куклами, предметами  и актёрами в масках.  Именем Вольховского названы театры кукол в Челябинске и Воронеже.
Валерия Вольховского вспоминают те, кому посчастливилось работать с ним. Присоединимся к вечеру воспоминаний.

Клара Вольховская  - одна из старейших актрис Харьковского академического театра кукол. 1978 год

Клара Вольховская - одна из старейших актрис Харьковского академического театра кукол. 1978 год

  • Легенды Харьковского театра кукол

    Вольховский  родился в день гибели Валерия Чкалова, и его назвали Валерием в честь национального героя. Его мать была актрисой в театре кукол, отец – художником, потом – завпостом театра.
    Рассказывает Александр  Янкелевич, актёр. 
    «Когда я поступил в Харьковский театр кукол, это было в 70-е годы, там работала мама Вольховского. Меня привела жена, которая была кукольницей, а я в этом ничего не понимал. Как-то так получилось, что ушёл один актёр, меня вызвал Афанасьев, руководитель, и сказал: «Ты будешь играть Ангела Д, садись, читай»...  И  тут меня взяла под свою опеку Клара Исааковна Вольховская...  

     

  •  

    Вот так началась моя дружба с  Валерой – через его маму. И начались легенды о Вольховском. О том, как Афанасьев уехал ставить спектакль в Арабские Эмираты и в это время в Харькове начали ставить то, что, в общем-то, не надо было ставить. Когда Афанасьев приехал, на вахте появилась надпись «Вольховского в театр не пускать».  
    Я хочу сказать, что это была удивительная по доброте семья – притом, что в профессии мама была жёстким человеком, недоработок не допускала. А потом я переехал работать в Белгород, и там начались легенды о Валерии в Белгороде».

    Стенограмма вечера, посвящённого 80-летию В. Вольховского. ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 20.12. 2019

Валерий Аркадьевич Вольховский

Валерий Аркадьевич Вольховский

Из буклета Белгородского театра кукол. 1995 год

Из буклета Белгородского театра кукол. 1995 год

  • Легенды Белгорода

    «Новая работа режиссёра-кукольника В. Вольховского, сказка – шутка «Волк и семеро козлят» имеет бесспорный успех у юного зрителя. Мнения же взрослых относительно премьеры различны…  Зритель не видит на сцене привычной ширмы, от него не скрывается сам процесс рождения представления. На наш взгляд, решение, к которому пришёл молодой режиссёр – результат глубокого понимания психологии зрителя. Что наиболее полно захватывает ребёнка? Игра. Это и учитывает В. Вольховский».

    Л. Мильяненков. «Режиссёрский поиск». // «Белгородская правда», 7 апреля 1968.

  •  

    Ольга Глазунова, секретарь комиссии  по театрам для детей  СТД РФ:

    «В Белгороде я была, когда там начинался театр кукол. Меня отправили от ВТО посмотреть, что они делают. Они сейчас занимают роскошное здание, а тогда ютились в какой-то пристройке. Условия были чудовищные, но ребята работали очень интересно. Кончилось там всё печально - возник конфликт со вторым режиссёром, и в итоге его уволили с припиской «за профнепригодность». Таким образом, Валерий  вылетел из Белгорода и долгое время путешествовал по городам – пока в 1978 году не оказался в Челябинске. И вот Челябинск оказался для него очень важным. Здесь он поставил свои самые известные спектакли.

    Стенограмма вечера, посвящённого 80-летию В. Вольховского. ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 20.12. 2019.

«Соломенный жаворонок», Челябинск, 1977.  Художник Т. Мельникова

«Соломенный жаворонок», Челябинск, 1977. Художник Т. Мельникова

  • «Соломенный жаворонок»

    Рассказывает Ольга Глазунова, ответственный секретарь комиссии  по театрам для детей  СТД РФ:

    «По тем временам «Соломенный жаворонок» - это был нонсенс. Пьесу написали Юрий Фридман и Виктор Новацкий. Это был спектакль  по фольклору. Там не было ни ширмы, ни тростевых кукол, было какое-то пространство, помост, живой актёр и куклы – тогда это все казалось очень необычным. Только в Челябинске, далеко от столицы и комиссий вполне-вполне можно было это показывать».

    Стенограмма вечера, посвящённого 80-летию В. Вольховского. ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 20.12. 2019.
     

  •  

    «Яркая пестрота и гармония красок, применение масок в их древнем, ритуальном значении, солнечное великолепие песен, танцев, составляющих неотъемлемую часть языческого обряда, ясность жестов, слов, костюмов, само развитие действия, представляющее собой самую настоящую, неприкрытую театральными условностями игру – всё это возвращает театр к его забытым истокам».

    А. Лазарев. «И всё-таки удача». // «Челябинский рабочий», 6.04.1978.

    Спектакль «Соломенный жаворонок» был заново поставлен в Воронеже в 1996 году под названием «Жаворонки, прилетайте к нам»,  художник – Елена Луценко.

«Жаворонки, прилетайте к нам», Воронеж, 1996 год. Художник Е. Луценко

«Жаворонки, прилетайте к нам», Воронеж, 1996 год. Художник Е. Луценко

«Жаворонки, прилетайте к нам», Воронеж, 1996 год. Художник Е. Луценко

«Жаворонки, прилетайте к нам», Воронеж, 1996 год. Художник Е. Луценко

«Карьера Артуро Уи, которой могло не быть», Челябинск, 1982 год. Художник Е. Луценко

«Карьера Артуро Уи, которой могло не быть», Челябинск, 1982 год. Художник Е. Луценко

  • «Карьера Артуро Уи, которой могло не быть»

    Антифашистский спектакль по пьесе Б. Брехта ставился в нашей стране впервые. Художником спектакля стала выпускница ЛГИТМиК Елена Луценко. Особой похвалы критиков удостоился исполнитель главной роли Виктор Голованов. 
    «Кукла у Голованова не только жила, она дышала. В этой роли актёр виртуозно передал пластику мысли и души своего персонажа… Дух соперничества (предполагалось, что Артуро Уи будет играть сам Вольховский) заставлял с полной отдачей приступить к репетициям. К середине репетиционного процесса от физического напряжения пропал голос.

  •  

    Режиссёр стал озвучивать за Голованова роль. Провести роль дуэтом пришлось и на третьем премьерном спектакле: у актёра снова пропал голос. В тот вечер никто из зрителей не догадался, что одну роль играли два актёра.
    - Работать с Валерием Аркадьевичем доставляло творческое наслаждение, - рассказал В. Голованов. - Он меня хорошо ощущал в паузах, а я его – в диалогах. За все годы работы с ним именно этот спектакль заставил меня поверить в себя».

    Е. Андриянова. «… А под маской – лицо». // «Комсомолец» (Челябинск), 6.11.1982.

«Карьера Артуро Уи, которой могло не быть», Челябинск, 1982 год. Художник Е. Луценко

«Карьера Артуро Уи, которой могло не быть», Челябинск, 1982 год. Художник Е. Луценко

«Процесс над  Жанной д’Арк, Руан, 1431», Челябинск, 1978. Художник А. Ечеин

«Процесс над Жанной д’Арк, Руан, 1431», Челябинск, 1978. Художник А. Ечеин

  • «Процесс над Жанной д’Арк. Руан, 1431»

    Спектакль «Процесс над Жанной д’Арк. Руан, 1431» по пьесе  Ж. Ануя «Жаворонок» стал настоящим событием в театральной жизни Челябинска.
    «Всюду нависают  чёрные воды, будто весь мир превратился в обычную тюрьму. На затемнённой сцене, выхваченная из мрака ярким лучом, стоит на коленях Жанна. Вокруг неё ни одного лица – только маски, куклы в монашеских рясах. Можно ли так ненавидеть человека и оставаться при этом человеком? Куклы преследуют всё живое».

    О. Архипова. «Лицо и маски».//«Комсомолец» (Челябинск), 23.12.1978.

  •  

    Главную роль сыграла заслуженная артистка РСФСР Валентина Ширяева. В 1986 году Вольховский поставил спектакль «Процесс над Жанной д’Арк» на сцене Воронежского театра кукол в оформлении Александра Ечеина. После этой постановки Вольховский был назначен главным режиссёром Воронежского театра кукол. Именно Вольховский дал Воронежскому театру современное название «Шут».

«Процесс над  Жанной д’Арк, Руан, 1431», Воронеж, 1986. Художник А. Ечеин

«Процесс над Жанной д’Арк, Руан, 1431», Воронеж, 1986. Художник А. Ечеин

«Озёрный мальчик», Воронеж, 1988. Художник Е. Луценко

«Озёрный мальчик», Воронеж, 1988. Художник Е. Луценко

  • «Озёрный мальчик»

    С этим спектаклем Воронежский театр посещал международные фестивали. Вот что пишет немецкий рецензент.
    «Валентином зовут «озёрного мальчика». Валентину 6 лет, он сын самовлюблённой актрисы и преуспевающего маклера, несчастный ребёнок, который от жестокости жизни убегает в волшебный мир фантазии.
    Нить истории озёрного мальчика держит в своих руках актёр. Он комментирует сцены, ищет ответ на вопрос, покончил ли Валентин жизнь самоубийством или он стал жертвой несчастного случая...  
     

  •  

    Для смены желаний и действительности в жизни Валентина театр предлагает идеальную форму изображения.  Где бы ещё Валентин мог сразу же сесть в ракету и бороться на Марсе против ужасного чудовища, а учительница во сне могла превратиться в свинью? Где бы еще маленький герой мог стать сверкающей рыбкой? Это – заветное желание Валентина – стать свободным и счастливым, как рыбка в море».

    «Свободен как рыба». Перевод статьи из «Rheinische Post», 19.11. 1991.

«Озёрный мальчик», Воронеж, 1988. Художник Е. Луценко

«Озёрный мальчик», Воронеж, 1988. Художник Е. Луценко

«Брысь!», Воронежский театр кукол, 1989 год.  Художник Е. Луценко

«Брысь!», Воронежский театр кукол, 1989 год. Художник Е. Луценко

  • «Брысь!»

    Тема  ответственности, сострадания стала основой для спектакля по пьесе В. Гина и В. Зимина «Брысь!». Тема существования тех, кто по независящим от них обстоятельствам оказался выброшенным из привычного способа существования. В спектакле это кошки, брошенные хозяевами.
    Когда каждый из героев начинал рассказывать историю своего «Брысь», всё погружалось  в темноту, загорался экран, и на экране возникали куклы – кошки и … человеческие ноги, которые, оказывается, тоже могут быть весьма выразительными. Эти ноги для кошек – воплощение хозяина: о них можно нежно тереться, выражая свою преданность, но они и легко отбрасывают с ненавистным криком «Брысь!».

    Л. Романова. «Волшебник из страны кукол».  - Воронеж,  2004

«Брысь!», Воронежский театр кукол, 1989 год.  Художник Е. Луценко

«Брысь!», Воронежский театр кукол, 1989 год. Художник Е. Луценко

Афиша спектакля «Се человек», Воронеж, 1989 год

Афиша спектакля «Се человек», Воронеж, 1989 год

  • «Се человек»

    «В рамках фестиваля «Театральный Воронеж» спектакль Областного театра кукол «Се человек» В. Короткого, кажется, не вызвал особых споров. Современный пласт (его актёры играю в драматическом плане) весьма смутно повествует об отношениях Мастера (его играет Вольховский) со своими актёрами, библейский – (разыгран марионетками) рассказывает  истории Нового Завета.

  •  

    Чувство растерянности – пожалуй, главное, что запоминается. Оно пронизывает всю ткань спектакля.  Вольховский открыто противопоставляет святой театр площадному (при помощи невыразительных петрушечных кукол разыгрываются столь же невыразительные еврейские анекдоты). Объясняя свою растерянность, В. Вольховский мудро признался: «В застойные годы мы были заряжены идеями «против». Сейчас нам нужно учиться быть «за».

    К. Мухин. «Кукольники проигрывают Богу».//«Культура» (Москва), 23.11. 1991.

«Се человек», Воронеж,  1989 год. Художник Е. Луценко

«Се человек», Воронеж, 1989 год. Художник Е. Луценко

«Из жизни насекомых», Воронеж, 1992 год.  Художник Е. Луценко

«Из жизни насекомых», Воронеж, 1992 год. Художник Е. Луценко

  • «Из жизни насекомых»

    «Спектакль «Из жизни насекомых», поставленный в 1992 году, когда произошёл обвал цен, и вся тяжесть перестройки обрушилась на нас реально, грубо, зримо, отразил отчаяние людей, потерявших устойчивую основу мира. Любой из зрителей  мог вообразить себя на месте Бродяги, особенно, когда общество не защищено от тех, кто бросает сверху объедки с пиршественного стола. Впервые, пожалуй, здесь прозвучало отчаяние художника, оказавшегося в мире, где прежние ценности утрачены, а новых  ещё нет».

    Л. Романова. «Волшебник из страны кукол».  - Воронеж,  2004.

«Левша», Воронеж, 1995 год. Художник Е. Луценко

«Левша», Воронеж, 1995 год. Художник Е. Луценко

  • «Левша»

    «… Собрались перед всем честным народом скоморохи и решили разыграть рассказ о тульском косом Левше и об аглицкой стальной блохе, которую он подковал…  Раз скоморохи – значит,  в сценической конструкции не обойтись без вертепного театра, и художник Елена Луценко использует его принцип. Маленький театрик наверху – для обозначения места действия, с рисованными домами. В нижней части же части конструкции, причудливо украшенной разными фигурками, время от времени откидывается игровая площадка для действующих кукол. Ну, а скоморохи расширяют зону сценического пространства, придавая зрелищу масштаб. Они разыгрывают «комедь» и они же оценивают происходящее. Чем потешнее действо, тем трагичнее осознание... Щемящим был этот спектакль о горькой участи таланта».

    Л. Романова. «Волшебник из страны кукол».  - Воронеж,  2004.
     

Роман Михайлович Виндерман, режиссёр

Роман Михайлович Виндерман, режиссёр

  • «Белый Бим, чёрное ухо»

    Рассказывает Алексей Шашилов, в 1990-е годы - актёр Воронежского театра кукол. 
    «Времена были тяжёлые для театра, но так оказалось, что именно благодаря этим тяжёлым временам мы оказались первыми. Мы этих тяжёлых времен благодаря Валерию Аркадьевичу не чувствовали. Он бодрился, бесконечные байки, разговоры, шутки на репетициях. Он пригласил Романа Михайловича Виндермана на постановку «Белый Бим, чёрное ухо». Роман Михайлович жил прямо у него в кабинете. У Валерия Аркадьевича был огромный кабинет в Воронеже. Там была выставлена чайхана, где можно было пить чай, где шли застольные репетиции. Огромная стенка с другой стороны. И огромнейший рабочий стол, который всегда был завален бумагами. 

  •  

    Когда Валерий Аркадьевич был в санатории после инфаркта, а Роман Михайлович работал в Эстонии, то наша вахтёрша – она не знала, но краем уха услышала  -  что Валерий Аркадьевич пригласил эстонского режиссёра, и он поставит аж два спектакля, «Белый Бим» и «Чёрное Ухо». 

    Стенограмма вечера, посвящённого 80-летию В. Вольховского. ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 20.12. 2019.

«Белый Бим, чёрное ухо». Современное фото

«Белый Бим, чёрное ухо». Современное фото

«Шинель», 2001 год. Художник Е. Луценко

«Шинель», 2001 год. Художник Е. Луценко

  • «Шинель»

    «Свои «Мёртвые души» Гоголь назвал поэмой, а Вольховский сделал поэму из «Шинели». Акакий Акакиевич Башмачкин (Алексей Шашилов) в спектакле не просто чиновник, он поэт. Переписывание бумаг для него заменяет все на свете. И у режиссёра рождается метафора: теснятся буквы русского алфавита в глубине сцены под сентиментальную музыку, а светящаяся гирлянда принимает форму то одной, то другой буквы. Шинель – основной элемент сценографии Елены Луценко – обнимала всю сцену. Немного правее центра изредка освещалось окошечко для самых поэтичных мест спектакля.

  •  

    Но поэзия спектакля безжалостно нарушалась прозой жизни. Огромная ручища высовывалась из обшлага сизой шинели, хватала за шкирку бедного размечтавшегося чиновника, вытряхивала его из обновки, и громом грохотал голос: «А шинелька-то моя!». .. И ничего не оставалось Акакию Акакиевичу, кроме как умереть от горя. И затем – грозно воскреснуть и срывать шинели уже с них, высокопоставленных чиновников, не заметивших его когда-то в гордом сознании своего дутого величия».

    Л. Романова. «Волшебник из страны кукол».  - Воронеж,  2004.

«Шинель», 2001 год. Художник Е. Луценко

«Шинель», 2001 год. Художник Е. Луценко

«Мёртвые души», 1994 год. Художник Е. Луценко

«Мёртвые души», 1994 год. Художник Е. Луценко

  • «Они были для нас легендой»

    Рассказывает Алексей Шашилов, в 1990-е годы - актёр Воронежского театра кукол:
    «И Валерий Аркадьевич, и Роман Михайлович для нас  были легендой. И были очень-очень разные. Валерий Аркадьевич – его потом привезли из санатория – когда приходил к себе в кабинет, где жил Роман Михайлович, он стучался и говорил: «Юноша! К Вам можно?» Потом, Роман Михайлович, честно признаться, не очень любил работать с куклами. Больше живой план. И когда возникали какие-то сложности с переходами, ещё с чем-то – Роман Михайлович всегда выскакивал на сцену и говорил: «Ну, вот оно что! Кукольный театр…». А Валерий Аркадьевич был совершенно другой. Он любил куклу».

    Стенограмма вечера, посвящённого 80-летию В. Вольховского. ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 20.12. 2019.

«Краса Ненаглядная», 1994 год. Художник  А. Ечеин

«Краса Ненаглядная», 1994 год. Художник А. Ечеин

Валерий Вольховский с участниками спектакля

Валерий Вольховский с участниками спектакля

  • «Не мешайте кукле жить»

    Рассказывает Алексей Шашилов, актёр Воронежского театра кукол:
    «У него на постановках был какой-то свой мир, когда он работал над спектаклем. Когда он начинал репетировать спектакль – не  восстанавливать, а репетировать заново, с нуля – для него важно было сначала наметить рисунок. Увидеть его в пространстве, какой он будет. Вот здесь нельзя было никаких своих предложений! Нельзя было перебить, допустим. Сразу:  «Ты самый умный?» Но когда он начинал видеть спектакль в целом –  наступал удобный момент, когда нужно в предложенных рамках делать свои предложения. Если не сделаешь – ждать не будут. И ещё  очень важная вещь по поводу куклы. Валерий Аркадьевич умел работать с ней. Умел рассказывать и, на мой взгляд, любил мир пластики кукол. Нам Валерий Аркадьевич говорил: «Главное – не научиться  водить. Со временем научитесь. Но вы не мешайте кукле жить. Вот художники сделали – не мешайте».

    Стенограмма вечера, посвящённого 80-летию В. Вольховского. ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 20.12. 2019.

puppet

Ждем вас в театре всегда!