«Золотая нить» Евгения Сперанского

Музей

«Золотая нить» Евгения Сперанского

«Золотая нить» Евгения Сперанского» – так называлась статья старейшей сотрудницы Музея ГАЦТК Наталии Костровой в журнале «Театр Чудес», посвящённая 100-летию со дня рождения Евгения Вениаминовича Сперанского (1903-1999). 
Актёр, драматург, писатель, один из основателей Государственного Центрального театра кукол, заслуженный артист РСФСР (1966), Евгений Вениаминович был связан с театром всю свою жизнь. Его пьесы «Король-олень» (1943), «Под шорох твоих ресниц» (1949), «Дело о разводе» (1955), «И-Го-Го» (1964) составили «взрослый» репертуар ГЦТК наравне с «Необыкновенным концертом», в котором Сперанский много лет играл Конферансье, а его исполнение роли Аладдина в знаменитой «Волшебной лампе Аладдина» (1940) считалось эталоном для всех последующих исполнителей. 
22 июля 2023 года исполняется 120 лет со дня рождения Евгения Вениаминовича.  Приглашаем вас познакомиться с творчеством этого удивительного человека.

Первый состав ГЦТК, 1932 год

Первый состав ГЦТК, 1932 год

  • «Он мог бы стать учёным»

    «Евгений Вениаминович Сперанский мог бы стать учёным. Он начинал свою карьеру в качестве научно-технического сотрудника библиотеки Исторического музея, не подозревая, что спустя какое-то время судьба сведёт его с театром Елены Ивановны Дмитриевой, где он впервые возьмёт в руки куклу, чтобы затем навсегда сменить профессию. В этом маленьком полулюбительском коллективе, гордо именовавшемся «Экспериментальным театром кукол», началась актёрская биография Сперанского. Возможно, здесь бы она и закончилась, если бы в 1931 года Ленора Густавовна Шпет не предложила артисту МХАТа 2-го Сергею Владимировичу Образцову возглавить организуемый театр кукол. Вместе с первым директором Сергеем Сергеевичем Шошиным они приступили к формированию труппы. Приглашение получили несколько актёров, в том числе и Сперанский».   

    Б. Поюровский. «Рассказы о том, как становятся кукольниками». – М, «Искусство», 1971.

Сцена из спектакля «Поросёнок в ванне», 1933 год

Сцена из спектакля «Поросёнок в ванне», 1933 год

  • «Подложили поросёнка…»

    Пьеса для детей «Поросёнок Ваня»  была написана в 1933 году. Она посвящалась переустройству быта: герои пьесы, жильцы дома №3 по Последнему переулку под влиянием двух пионеров и прогрессивного сантехника  решают своими руками привести в порядок свой дом – старый и грязный. Если раньше жильцы часто ссорились и ругались, то в процессе чистки они помирились и решили впредь помогать друг другу. Куклы к спектаклю были сделаны по эскизам художницы Татьяны Александровой.
    Когда из печати получили афиши, оказалось, что название пьесы перепутали – напечатали  «Поросёнок в ванне». Времени исправлять ошибку не было – билеты уже продавались. Тогда Сперанский дописал эпизод с поросёнком в квартире управдома, а Образцов его поставил.

Финал спектакля «Поросёнок в ванне», 1933 год

Финал спектакля «Поросёнок в ванне», 1933 год

Е. Сперанский в роли Шарманщика, 1935 год

Е. Сперанский в роли Шарманщика, 1935 год

  • «Каштанка»

    «Главное действующее лицо этой пьесы не произносит на сцене ни одного слова. Оно только лает, рычит,  повизгивает, скулит или воет. Это – Каштанка – «собака неизвестной породы, рыжеватая, с лисьей мордой». И однако, сколько выразительности в этой необычайной театральной героине! Зрители принимают с наибольшим сочувствием бессловесные собачьи реплики…
    В постановке «Каштанки» (по Чехову)  - хороший текст, остроумно и живо сделанные куклы, хорошая игра кукловодов. В сюжет «Каштанки» театром вмонтированы мотивы других чеховских рассказов («Хамелеон» и «Разговор человека с собакой»). Театр сумел вызвать насмешливую неприязнь ребят к городовому, генералу и другим персонажам «проклятой старой жизни», «собачьей жизни», о которой рассказывает спектакль».

    С. Галкин. «Спектакль в московском Центральном театре кукол». // «Красная газета» (Ленинград), 27.02.1936.
     

  •  

    Пьесу «Каштанка» Евгений Сперанский написал в 1935 году. Для того, чтобы объяснить детям незнакомые слова, он ввёл в пьесу нового героя – Шарманщика, который рассказывал про «старые времена». Эту роль в живом плане Сперанский играл сам.  
    В 1940 году пьеса «Каштанка» была опубликована в сборнике пьес для театра кукол, её ставили в разных городах Советского Союза.

Сцена из спектакля «Каштанка»

Сцена из спектакля «Каштанка»

За кулисами, спектакль «Кот в сапогах», 1937 год

За кулисами, спектакль «Кот в сапогах», 1937 год

  • Время поисков

    Евгений Сперанский играл во всех первых спектаклях театра, начиная с  «Джима и Доллара» (1931). Задача была непростой – работники ГЦТК мало знали о кукольной игре и всему учились  в ходе работы.  Одно из предложений молодого Сперанского – кукла должна иметь свою походку, с учётом возраста и комплекции персонажа. Так же придумывались и другие выразительные жесты героев,  и рождалось понимание, что в театре кукол действие важнее слов.
    Создав постоянный  репертуар с перчаточными  куклами, коллектив ГЦТК приступил к работе над спектаклем «Волшебная лампа Аладдина».  Для этой романтической сказки по пьесе Нины Гернет художник Борис Тузлуков предложил новую куклу – тростевую. Сперанский, сыгравший Аладдина,  в статье «История одного спектакля, написанная его участником в 1946 году» вспоминал, как постановщики осваивали незнакомых им кукол, переделывали  сцены в соответствии с возможностями куклы, погружаясь в стихию романтики. Спектакль «Волшебная лампа Аладдина» стал первым спектаклем ГЦТК для взрослых, тростевая кукла прославила Театр Образцова по всему миру. 
     

Е. Сперанский с двумя Аладдинами – в богатой и бедной одежде. Фото 1961 года

Е. Сперанский с двумя Аладдинами – в богатой и бедной одежде. Фото 1961 года

Сцена из спектакля «Король-олень», 1944 год

Сцена из спектакля «Король-олень», 1944 год

  • «В сибирские морозы нас грело солнце сказочного острова Серендипп»

    Работу над спектаклем «Король-олень» по Карло Гоцци театр начал ещё в 1940 году. Сразу после премьеры «Волшебной лампы Аладдина» Евгений Сперанский получил задание адаптировать сказку Гоцци для современных зрителей. Художник Борис Тузлуков успел сделать несколько кукол. Весной 1941 года вышел спектакль «Ночь перед Рождеством» - второй спектакль ГЦТК для взрослых, тоже по пьесе Сперанского, а затем началась война. Летом здание ГЦТК оказалось повреждено бомбардировкой, и театр отправили в эвакуацию.
     

  •  

    В Новосибирске, играя для эвакуированных детей и бойцов, готовых к отправке на фронт, коллектив театра приступил к постановке «Короля-оленя».  Морозы, скудные пайки,  дефицит всех возможных материалов, волнение за близких  – ничто не могло остудить энтузиазма создателей «Короля-оленя».  Премьера спектакля состоялась 1 июня  1943 года, а уже в октябре этого же года общественный просмотр  «Короля-оленя» стал сенсацией в культурной жизни Москвы.
    Подробнее историю создания спектакля можно узнать на нашей виртуальной выставке.

Е. Сперанский с куклой Труффальдин, «Король-олень», 1944 год

Е. Сперанский с куклой Труффальдин, «Король-олень», 1944 год

Сцена из спектакля «Краса Ненаглядная», ГЦТК, 1948 год

Сцена из спектакля «Краса Ненаглядная», ГЦТК, 1948 год

  • «Краса Ненаглядная»

    О работе над пьесой «Краса Ненаглядная» (1948) лучше всего расскажет сам Евгений Вениаминович:
    «Мы сидим с Ленорой Густавовной Шпет в её квартире.
    - А что, если Вам написать пьесу по мотивам русских сказок? – говорит она вдруг. И добавляет: - Для взрослых. В развитие темы «Короля-оленя»?
    - Трудно, Ленора Густавовна. Боюсь, взрослых не потянет на с в о ё, на русскую сказку.
    - А Вы попробуйте. – Ленора Густавовна молча  протягивает мне «Сборник русских сказок» Афанасьева.
    И вот я в отпуске на станции «Турист» Савёловской  ж.д. Я не расстаюсь со сборником русских сказок. Вот, кажется, я набрёл на след Красы Ненаглядной. Он проступает робко, смутно, этот след мелькнёт и скроется… Но, проходит один, два дня – и вот Она моя! И конечно, Она – родня всем стихиям! И уж конечно, Иван-царевич влюбляется в неё ещё во младенчестве, заочно, когда нянька пела ему колыбельную… 
     

  •  

    Настало время переносить замысел на бумагу. Я сооружаю в гуще орешника закуток и переношу туда пишущую машинку. Поскольку наш участок лесной, мне мерещится: вот-вот из-за ствола выйдет Баба-яга, либо Кикимора. Спускаюсь в противотанковый ров, вырытый в годы войны – здесь в малиннике нет-нет да и сверкнут глаза Кащея Бессмертного…  Но, когда однажды уже в сумерках, в дверном пролете моего закутка «явился» леший, растянув в беззвучной ухмылке свою харю, я встревожился не на шутку.
    Не повезло «Красе Ненаглядной»: жизнь её в Театре Образцова оказалась короткой – её потеснили другие спектакли, современные по теме.  Но моя «Краса Ненаглядная» живёт! К ней периодически обращаются другие театры кукол и в нашей стране, и за рубежом… Не зря, видно, ухмылялся Леший в проёме моего закутка в гуще орешника».

    Е. Сперанский. В поисках «Золотой» нити». – М, 1994.

«Краса Ненаглядная», Владимирский театр кукол. Фото 2006 года

«Краса Ненаглядная», Владимирский театр кукол. Фото 2006 года

Сцена из спектакля «Под шорох твоих ресниц», 1949 год

Сцена из спектакля «Под шорох твоих ресниц», 1949 год

  • «Под шорох твоих ресниц»

    Настоящим «хитом» конца 1940-х стал спектакль по пьесе Сперанского «Под шорох твоих ресниц. Эта пародия на  нравы Голливуда и его продукцию, оглупляющую зрителей,  вышла в 1948 году в оформлении Валентина  Андриевича.
    «В мастерской американской киностудии по конвейеру изготовляется режиссёрский сценарий нового фильма. Трещат голоса «специалистов», трещат пишущие машинки. Не может быть и речи о живом творчестве. 
    Мы забываем, что перед нами куклы на сцене, быть может, потому, что изображаются куклы в жизни. «Американский образ жизни» изобличен в главном – в том, что он бесчеловечен, в том, что он превращает живых людей с их разнообразными чувствами в механизированных кукол».

    Д. Заславский. «Куклы и люди». («Под шорох твоих ресниц» Е. Сперанского в Государственном центральном театре кукол)». // «Литературная газета», 02.07.1949. 
     

  •  

    Герои пьесы носят говорящие имена. Фирма называется «Вульф энд компани» - «Волк и компания». Директора зовут Джейкл (шакал), продюсера – Фокс (лис), режиссёра – Баджер (барсук), саундтрек к фильму записывает «королева патефона» Эдна Стервэ. Сам Сперанский сыграл в спектакле «Под шорох твоих ресниц» ассистента Мауса, что означает «мышонок». Маус бессилен против окружающей его несправедливости и может только горько шутить.
    Спектакль «Под шорох твоих ресниц» продержался в репертуаре театра почти 20 лет. В 1950 году немецкая киностудия ДЕФА включила фрагмент спектакля в документальный фильм «Московские гости». Правда, голоса актёров театра дублированы немецкими актёрами. Копия этого фильма хранится в Музее ГАЦТК.

     

Маус с собакой Пипсом

Маус с собакой Пипсом

Сцена из спектакля  «Дело о разводе», 1955 год

Сцена из спектакля «Дело о разводе», 1955 год

  • «Дело о разводе слушается в Государственном Центральном театре кукол»

    «Дело о разводе» - это комедия о семейных отношениях, типичная «комедия ошибок».  Главная героиня Тамара, желая внести «перчинку» в отношения с мужем Петей, выдумала Васю Барашкина. Оказалось, что Вася Барашкин существует на самом деле – супруги нечаянно встречают его в парке. Дальнейшая череда недоразумений едва не рассорила Тамару и Петю, Васю Барашкина и его подругу Оленьку, омрачила супружеский юбилей профессора Аметистова и его жены Веры Павловны. 
    Спектакль был поставлен в 1955 году, вошёл в репертуар гастролей, однако игрался  недолго. Пьесу сочли недостаточно острой, а главное,  она слишком подражала драматическому спектаклю. Ныне куклы из  этого спектакля, талантливо выполненные по эскизам Бориса Тузлукова, хранятся в музее ГАЦТК. 
     

Финал спектакля «Дело о разводе», 1955 год

Финал спектакля «Дело о разводе», 1955 год

Нечисть вырвалась из «го-го-трона». Спектакль «И-Го-Го», 1964 год

Нечисть вырвалась из «го-го-трона». Спектакль «И-Го-Го», 1964 год

  • «И-Го-Го»

    «В институт гомо-гомункулярных образований» (сокращённо «И-Го-Го»), где занимаются синтезом нечистой силы, приходит молодая журналистка Маргарита. Она не верит, что можно синтезировать чертей, русалок, леших, и, воспользовавшись тем, что профессор Фаустов вышел из лаборатории, нажимает кнопку № 13. И тотчас с воем и грохотом синтезируются «нечистые», олицетворяющие людские пороки и слабости.
    Разлетевшись из стен «И-Го-Го», они поселяются среди людей, приняв приличную, даже интеллигентную внешность. Фаустов забросил основную работу – поиски вакцины из элементарных частиц «го-го». С помощью прибора «теле-гогоскопа» ему и Маргарите приходится обнаруживать и уничтожать самых опасных «нечистых». Обольстительниц, разрушающих чужие семьи, оборотней – плохих руководителей, ведьм-склочниц, халтурщиков-лекторов».

    Ю. Острая. «Шагает без промаха». // «Вечерняя Москва», 20.11. 1964.

Ведьма домашняя. Спектакль «И-Го-Го», 1964 год

Ведьма домашняя. Спектакль «И-Го-Го», 1964 год

Е. Сперанский с куклой Мудрейший, 1940 год

Е. Сперанский с куклой Мудрейший, 1940 год

  • Чудо оживления куклы

    «Сперанский придумал термин «фаза пассивного созерцания». Так он определяет период, когда актёр до конца не выяснил, на что способна кукла, и рекомендует внимательно приглядеться к своему новому товарищу,  чтобы лучше изучить  его возможности. Сперанский не учит куклу, а учится у нее, исходя, конечно, из замысла автора и постановщика».

    Б. Поюровский. «Рассказы о том, как становятся кукольниками». – М, «Искусство», 1971.

    Актёр Виктор Рябов, много лет работавший со Сперанским в одной актёрской группе, вспоминал, что Евгений Вениаминович, безупречно работая куклой, почти не менял собственный голос. Кукла в его руках изображала то, что требуется по ходу пьесы, а актёр подавал нужные интонации. При этом зрители искренне верили, что кукла живёт и у неё есть внутренний мир.  

    В. Рябов. «Расскажу о Мастере». Из предисловия к сборнику Е. Сперанского «Круги на воде». – Тула, 1998.

За ширмой спектакля  «Под шорох твоих ресниц», 1950 год

За ширмой спектакля «Под шорох твоих ресниц», 1950 год

С куклой Фадинар, спектакль «Соломенная шляпка», 1959 год

С куклой Фадинар, спектакль «Соломенная шляпка», 1959 год

  • Этих героев помнили многие

    Из ролей Сперанского многим запомнился Фадинар в пьесе Эжена Лабиша «Соломенная шляпка» (1959).
    «С упорством отчаяния гоняет он по Парижу за соломенной шляпкой. Его остроумие не только заменяет ему смелость, но и помогает вывернуться из любого щекотливого  положения. И угрожая, и пугая, и требуя, он не перестаёт быть милым и очаровательным и в то же время практичным молодым французом с гибкой талией и ловкими манерами».

    Л. Булгак. «Соломенная шляпка». // Журнал «Театр», № 4, 1960.

    Последняя роль Сперанского – Дьявол в «Ноевом ковчеге», пьесе Исидора Штока на библейский сюжет (1968).
    «Дьявол – изящный, вежливо-ироничный, элегантный искуситель», как назвал его рецензент в статье «И до потопа, и всегда» («Вечерний Свердловск» от 7 августа 1969). 
    Очевидцы вспоминают,  что Сперанский в финале спектакля уходил со сцены кульбитом через спину. Никто из молодых актёров впоследствии не смог это повторить.

Дьявол, спектакль «Ноев ковчег», 1968 год

Дьявол, спектакль «Ноев ковчег», 1968 год

Начало спектакля «Солдат и Ведьма», 1970 год

Начало спектакля «Солдат и Ведьма», 1970 год

  • «Солдат и Ведьма» – трижды «первый раз»

    Пьесу «Солдат и Ведьма» (1970) Евгений Сперанский написал по сказке Ганса-Христиана Андерсена «Огниво».  Этой пьесой Государственный Центральный театр кукол открыл первый сезон в своем здании на Садовой-Самотечной. Рецензент написал о спектакле так:
    «То, что продемонстрировал нам в своей новой постановке театральный коллектив, оказалось необыкновенно свежим, современным и без вульгарной стилизации, прочтением сказки. Текст, по сути дела, был дополнен лишь небольшими ремарками, как правило, иронизирующими над героями и напоминающими зрителям, что они не «взаправдашние», а сказочные».

    А. Витальев. «Продолжение старой сказки». // «Учительская газета», 29.12. 1970.

     

  •  

    Поставил спектакль Владимир Михайлович Штейн, это была его первая режиссёрская работа. Впоследствии Штейн руководил театром кукол в Уфе, а потом основал в Москве Театр детской книги «Волшебная лампа». Художниками спектакля были приглашены Николай Серебряков и Алина Спешнева,  ставшая после этой постановки главным художником ГЦТК.

Сцена из спектакля «Солдат и Ведьма», 1970 год

Сцена из спектакля «Солдат и Ведьма», 1970 год

Книга Е. Сперанского «Актёр театра кукол», 1965 год

Книга Е. Сперанского «Актёр театра кукол», 1965 год

  • «Повесть о странном жанре»

    В 1973 году Евгений Сперанский сошёл со сцены, но связи с театром не порвал. Много лет Евгений Вениаминович оставался в Худсовете театра. Он продолжал литературную работу – писал пьесы, воспоминания. 
    Две книги Сперанского – «Актёр театра кукол» (1965) и «Повесть о странном жанре» (1971)  - обобщают многолетний опыт актёра-кукольника. Они наполнены любопытными эпизодами из жизни Театра Образцова, среди серьёзных теоретических выкладок мелькают удивлённые интонации первопроходца. Воспоминания Евгения Сперанского, изданные к его 90-летнему юбилею, называются «В поисках «золотой нити».

Книга Е. Сперанского «Повесть о странном жанре», 1971 год

Книга Е. Сперанского «Повесть о странном жанре», 1971 год

Е. Сперанский, Е. Синельникова, С. Образцов, Б. Тузлуков на репетиции, 1968 год

Е. Сперанский, Е. Синельникова, С. Образцов, Б. Тузлуков на репетиции, 1968 год

  • «Под этой личиной скрывался поэт»

    Все, кто знал Евгения Вениаминовича, отмечали его необычную скромность, немногословность. Сперанский казался не похожим на актёра, он не стремился к самопоказу, а наблюдал и размышлял. При этом его слово на театральных советах часто было решающим.

    Борис Поюровский: 
    «Его нерешительность сперва кажется равнодушием, а медлительность – обыкновенной ленью. И только со временем начинаешь понимать, что и то и другое – результат особой ответственности, свойственной Сперанскому во всем».

    Б. Поюровский. «Рассказы о том, как становятся кукольниками». – М, «Искусство», 1971.

     

  •  

     Зиновий Гердт:
    «Нетрудно поверить, что комплиментов я за всю жизнь наслушался, что называется, «от пуза», и ни один из них как следует меня не тронул. И только раз, когда на Художественном совете, принимавшем «Божественную комедию», обо мне лестно отозвался сам Мастер, я вознёсся куда-то на пушистое облачко и почувствовал, что не зря прожил жизнь…»

    Из предисловия к сборнику Е. Сперанского «Круги на воде» - Тула, 1998. 
     

Е. Сперанский, Г. Теплицкий, Л. Казьмина и Р. Гуров рисуют стенгазету, начало 1950-х годов.

Е. Сперанский, Г. Теплицкий, Л. Казьмина и Р. Гуров рисуют стенгазету, начало 1950-х годов.

Сборник стихов Евгения Сперанского, 1998 год

Сборник стихов Евгения Сперанского, 1998 год

  • «Поэт, эмигрировавший в Кукольный театр»

    Всю жизнь Евгений Сперанский писал стихи. В театре хорошо знали песни в написанных им пьесах, стихи-поздравления  к различным праздникам, однако мало кто слышал его лирику, сочиненную для себя. Только к 95-летнему юбилею Сперанского в 1998 году при содействии театра был выпущен сборник его стихов под названием «Круги на воде». Вот стихотворение из этого сборника с посвящением «Жене моей Н.П. Александровой, написавшей много прекрасной музыки к чужим и моим пьесам».

     

  •  

    «Всего милей ты мне со сна:
    Простоволосая, босая,
    Когда за окнами весна,
    А ты не смотришь, все бросая,
    В своих поступках не вольна…
    Всё наспех. А вина твоя ли,
    Когда ты музыкой больна?
    Едва проснулась – и к роялю!
    Магический замкнулся круг,
    Теперь тебе я не попутчик:
    То никнешь к нотам ты, то вдруг
    В рояль с размаху, как в падучей…»

    Е. Сперанский. «Круги на воде» - Тула, 1998.

Композитор Наталья Александрова. Фото 1944 года

Композитор Наталья Александрова. Фото 1944 года

puppet

Ждем вас в театре всегда!