Николай Солнцев
Николай Солнцев
Художник-скульптор, резчик по дереву
В ГАЦТК с 1933 по 1953 г.
Учился в Строгановском училище живописи, ваяния и зодчества, в Школе живописи и скульптуры при МОНО. Работал тушистом в типолитографии Торгового дома Коновалова, в переплётной мастерской Толетова, резчиком по дереву в мастерской Мещерякова, в Кустарном и Политехническом музеях. В 30-е годы пришёл в театр – работал художником-скульптором в Театре Обороны, скульптором-механизатором в Центральном доме художественного воспитания детей.
В ГЦТК Солнцев по крупицам собрал навыки и знания, составившие творческо-технический арсенал мастера-изготовителя кукол, театрального скульптора-резчика, став, по сути, зачинателем этого вида искусства. Он делал головки для знаменитых концертных номеров С. Образцова («Хабанера», «Титулярный советник», «Вернись, я всё прощу»). Он изобрёл механических кукол в «Каштанке», кукол и декорации (совместно с С. Крупенниковым) к спектаклю «По щучьему веленью» (в том числе знаменитое гротескное «войско царское»). Солнцев – автор Кота из первой постановки спектакля «Кот в сапогах»; он был одним из художников «Лесной тайны» и «Терема-теремка» (для этого спектакля он изобрёл механический гапит). Им выполнены совместно с Е. Гвоздевой куклы животных к «Волшебной лампе Аладдина», солдатский Петрушка для «фронтовых программ», а также куклы для других ключевых спектаклей театра, таких как «Маугли», «Ночь перед Рождеством» (1941), «Король-олень», «Необыкновенный концерт».
Н. Солнцев делал кукол для эстрадной актрисы кукольного жанра Марты Цифринович. Его кукла «Андрюшка» долгие годы работала на эстраде в руках известной династии актёров-чревовещателей (вентрологов) Донских (Московская эстрада).
В 1953 году Николай Солнцев с группой художников из мастерских ГЦТК ушёл в кино в новое объединение кукольных фильмов «Союзмультфильма». Памятник на его могиле на Ваганьковском кладбище поставили его коллеги. На памятнике эпитафия: «Художник самородок пионер советского театра кукол».