«Дом на Маяковке». К 85-летию первого здания ГЦТК

Музей

«Дом на Маяковке». К 85-летию первого здания ГЦТК

«Дом на Маяковке» - так называлось здание, полученное Центральным театром кукол в 1937 году. Находилось оно по адресу: Улица Горького, дом 32А. На сцене этого дома увидели свет спектакли, составляющие современную славу театра: «Волшебная лампа Аладдина», «Необыкновенный концерт», «Божественная комедия» и многое другое. Здание на улице Горького снесено в начале 1970-х годов, однако память о доме на Маяковке до сих пор жива у сотрудников театра Образцова.

Транспорт Центрального  театра кукол – мерин по кличке Катер

Транспорт Центрального театра кукол – мерин по кличке Катер

  • Бродячий театр

    «Первый наш спектакль мы сыграли в зале «ЦЕДЕХОДА» (Центрального  дома художественного обслуживания детей) семнадцатого апреля тридцать второго года. Сейчас июнь тридцать седьмого. Значит, нам пять лет. Играем вовсю. Успех большой. Иначе не назовешь. Ездим по школам, по пионердомам, по клубам. Играем «По щучьему веленью», «Кота в сапогах», «Джима и Доллара», «Каштанку». Иногда и на сцене ТЮЗа играем…
    А вот живём плохо. В одной комнате «Цедехода» не поместились. Дали вторую – тоже тесно. Стали репетировать в клубе папиросной фабрики, так там то можно, то нельзя. Раздобыли подвал на Поварской, теперь это улица Воровского, да и там тоже несладко. И темно, и тесно».

     С. Образцов. «По ступенькам памяти». – М, 1987.

Здание Реалистического театра, 1930-е годы

Здание Реалистического театра, 1930-е годы

  • «… много добрых глаз и нету добрых рук»

    «Написал статью в «Известия», что у нашего театра много добрых глаз и нету добрых рук, чтобы нам помочь с помещением. Отнес в редакцию, когда напечатают – не знаю. Не говорят.
    А тут звонок из Комитета по делам искусств, завтра я должен выступать в Георгиевском зале Кремля. Я не первый раз там выступаю и всегда боюсь… 
    Вернулся домой, а на следующее утро, 22 июня в «Известиях» моя статья. И фраза моя в этой статье: «Много добрых глаз и нету добрых рук». Через два дня звонок из Комитета по делам искусств: «Получайте театр на площади Маяковского». 
    Реалистический театр, бывшая Четвертая студия МХАТа. Труппу этого театра слили с труппой Камерного.
    Бегу в театр. Прибежал. Стал осматривать. Ну, просто чудо, да и только. Охлопков, на наше счастье, уничтожил сцену. Её выгораживали каждый раз на новом месте. Значит, мы можем построить сцену так, как нам надо».

    С. Образцов. «По ступенькам памяти». – М, 1987.

Здание Центрального театра кукол на плане Москвы, 1937 год

Здание Центрального театра кукол на плане Москвы, 1937 год

  • Наконец-то свой дом!

    «До Реалистического театра в этом здании помещался кинематограф, а до кинематографа – два трактира с извозчичьим двором между ними. В нижнем этаже, переоборудованном под кино, а затем под театр, разместился гардероб и служебные комнаты (бухгалтерия и директорский кабинет). Второй и третий этажи стали зрительным залом и сценой. В нижнем этаже второго дома оборудовали актёрские уборные, из второго и третьего этажа получилось высокое фойе, а двор между домами стал курилкой. 
    Актерские уборные нам не нужны. Они превратились в мастерские. Балкон в зрительном зале тоже не нужен (оттуда будут видны головы актёров). Мы его закрыли и организовали там музей театральных кукол… Архитектор Котэ Топуридзе задаром спроектировал нам и сцену, и очень интересный портал».

    С. Образцов. «По ступенькам памяти». – М, 1987.

Чистильщик сапог перед входом в театр

Чистильщик сапог перед входом в театр

  • У театрального подъезда

    «Без десяти – пятнадцати девять утра. Если хорошая погода, то на ступеньках подъезда стоит стайка художников из мастерских – курят, судачат. Это место, где можно покрасоваться перед очередью за билетами. В кассу очередь с ночи, у кого-то в руках список, который все время проверяют и пополняют. Всем очень лестно, что в театр валит зритель, стоит в очередях, чтобы получить билетик на спектакль…
    На часах уже без трех-четырех минут девять. Мастерские «утекают» в двери театра. У подъезда остается Вася и растущая очередь.
    Вася – достопримечательность и неотъемлемая часть театра на площади Маяковского. Рядом с театральным подъездом стояла будка чистильщика сапог, где работал Вася -  приземистый седоватый человек, как сказали бы сейчас, «кавказской национальности». Он называл себя  «вольным ассирийцем». Васю в театре уважали, все, начиная от директора, с ним здоровались за руку».
     
    В. Конюхова. «Зарисовки театрального художника». – Москва, 2014.

Очередь за билетами

Очередь за билетами

Кассовый зал театра…

Кассовый зал театра…

  • Театр начинается с вешалки

    «Пройдя сквозь стеклянные двери, попадаешь в небольшой вестибюль и через швейцара – в театр. В небольшом вестибюле – афиши, план зрительного зала, окошко кассы и дверь в комнатку замдиректора с администраторами. К моменту открытия кассы вестибюль битком набивается, в ясную погоду очередь наполовину стоит на улице. Пока шумная толпа не рассосется, через вестибюль пройти невозможно. В таких случаях для актеров открывали запасной выход.
    Одно время в театре стоял швейцар в ливрее, это было солидно, внушало трепетное волнение и уважение к таинству театра. С уходом дедушки-швейцара на этой должности стали работать женщины – вахтерши и билетерши, уже без формы. Они внесли в посещение театра некую упрощенность.

  •  

    До начала 50-х гардероб был один, общий со зрителями. Левый ряд вешалок у стены был для сотрудников театра. Наши неказистые послевоенные одежки висели в гардеробе вперемешку с военными шинелями и бушлатами со следами снятых погон, с нашивками на груди – свидетельствами ранения и контузии. Желтые нашивки – легкие ранения, красные – тяжелые. В 50-е годы за кулисами для сотрудников сделали свой гардероб».

    В. Конюхова. «Зарисовки театрального художника». – Москва, 2014.

… не мог вместить столько желающих

… не мог вместить столько желающих

Лестница из желтого фойе в синее фойе

Лестница из желтого фойе в синее фойе

  • Вестибюль и желтое фойе

    «Зрительская часть была не очень большая, но удобная и красивая. Из-за того, что зрительный зал был маленький, зрителям комфортнее всего было в трех фойе: желтом, красном и синем.
    Если за север принять Белорусский вокзал, а за юг – Концертный зал Чайковского, то западом у нас будет гостиница «Пекин», а востоком – Оружейный переулок.
    Раздевшись в гардеробе, приведя себя в порядок в желтом фойе, зритель шел в северный угол фойе и оттуда попадал на большую белую лестницу со светло-синими стенами. На северной ее стене висел во всю длину китайский дракон – площадная кукла, подаренная С.В. Образцову в Китае в 1952 году. Сейчас эта кукла украшает зрительский вестибюль на первом этаже театра на Садовой-Самотечной».

    В. Конюхова. «Зарисовки театрального художника». – Москва, 2014.

Лестница в красное фойе. Стулья стоят в театре и сегодня

Лестница в красное фойе. Стулья стоят в театре и сегодня

Синее фойе

Синее фойе

  • Синее фойе

    «Поднявшись по узорчатой дорожке на второй этаж, вы попадете на площадку с большим зашторенным окном. С правой стороны площадки, минуя три ступеньки вниз, вы спускаетесь в синее фойе. Красивое, величественное высотой в два этажа, помещение, обрамленное высокими окнами, закрытыми белой французской шторой. В простенках между окон – антикварные синие светильники.
    Светло-желтый паркетный пол с утра натерт полотерами. Вдоль стен и под окном стояли в ряд стулья и диваны из карельской березы, обитые синим штофом.
    В углу помещалась буфетная стойка с конфетами и водой. Столиков у буфета не было, не было в продаже и мороженого».

    В. Конюхова. «Зарисовки театрального художника». – Москва, 2014.

Лестница в музей, за арками -  красное фойе

Лестница в музей, за арками - красное фойе

  • Красное фойе

    Над желтым фойе – курилкой для зрителей - находилось красное фойе. Вела в него двухмаршевая лестница с большим витражным окном. Витражом служила экспозиция музея – красивые яванские куклы.
    Красное фойе – это центральное помещение театра, перекресток, все стены которого в дверных проемах. На западной стене два широких дверных проема со шторами, за которыми зрительный зал. На северной стороне за красной шторой находилась дверь на сцену, и стоял антикварный диван, обитый красным штофом. На восточной стене – два широких проема с пандусами. Это выход из синего фойе. Через красное фойе зритель шел в зрительный зал. На этой стене висели фотографии артистов.
    На южной стороне, занимая больше половины ее, была лестница с витражом, ведущая вниз. По ней зрители спускались в гардероб после спектакля. Все стены фойе были окрашены в густо-красный цвет. Паркет в красном фойе был коричневым».

    В. Конюхова. «Зарисовки театрального художника». – Москва, 2014.
     

Синее фойе

Синее фойе

  • Снова синее фойе

    «В углу за шторой – белая дверь, ведущая в кабинет С.В. Образцова. За тяжелой белой шторой скрывалась лестница, ведущая в музей. В простенке располагался белый шкаф с куклами – сменная экспозиция музея.
    На северной стороне зала, между белых колонн стояли два больших аквариума с диковинными рыбками, привезенными Образцовым из-за границы.
    Купленный директором Борисом Бурлаковым в комиссионных магазина послевоенного Ленинграда антиквариат был привезен в театр, любовно отреставрирован, обит новой тканью – и стал украшением нашего театра. К сожалению, с уходом С.В. Образцова и директора-распорядителя Михаила Миклишанского, антиквариат постепенно утратился, разбредясь в разных направлениях, частично уйдя даже из стен театра».

    В. Конюхова. «Зарисовки театрального художника». – Москва, 2014.

Желтое фойе, экспозиция макетов

Желтое фойе, экспозиция макетов

  • Желтое фойе

    «Желтое фойе, оно же курилка, находилось в середине здания на первом этаже. С западной стороны граничит с вестибюлем и гардеробом. В углу северной стороны – лестница, ведущая в синее фойе, с южной стороны – лестница в красное фойе и зрительный зал. Из желтого фойе можно было попасть в туалеты, в бухгалтерию, в дирекцию и в закулисную часть театра.
    Справа по стене шел путь в коридор. Слева узкая лестница вела в подвал, где были котельная и жилая комната дворника, а впоследствии – буфет, гардероб и актерское фойе».

    В. Конюхова. «Зарисовки театрального художника». – Москва, 2014.

Зрительный зал, 1930-е годы

Зрительный зал, 1930-е годы

  • Зрительный зал

    «Основное помещение для каждого театра – сцена и зрительный зал – было мало для растущего театра. Зрительный зал, вмещающий всего 350 кресел, был головной болью дирекции. Отсюда – постоянные гастроли, выездные спектакли, филиал в Ленинграде (закрыт в 1952).
    Переехав в здание на площади Маяковского, мы получили зрительный зал, типичный для тех лет: зал клубного кинотеатра. Это было небольшое продолговатое помещение с деревянным окрашенным полом. Белые оштукатуренные стены. Деревянные коричневые кресла – стулья, сбитые в рядки. Сцену закрывал коричневый плюшевый занавес. Единственным украшением зала были ковровые дорожки.
     

  •  

    В начале 50-х годов зрительный зал театра был преображен в уютный оригинальный зальчик. Стены зала и авансцену обили невысокими деревянными панелями, поверху украшенными багетом. Дерево покрыли коричневым лаком. По своему проекту сын Образцова Алексей своими руками изготовил и привез в театр четыре люстры, сделанные из железа и дерева и покрашенные в коричневый цвет с бронзировкой. Для портала сцены, окрашенного в кремовый цвет, силами мастерских изготовили новый занавес. Купили темно-красный бархат, сшили из него занавес и занавески. По всему полю бархата художники трафаретом нанесли эмблемки – ладонь с  шариком». 

    В. Конюхова. «Зарисовки театрального художника». – Москва, 2014.

Зрительный зал после ремонта в 1952 году

Зрительный зал после ремонта в 1952 году

Люстры работы А. Образцова, их можно увидеть на экскурсии по закулисью

Люстры работы А. Образцова, их можно увидеть на экскурсии по закулисью

Экспозиция музея, 1930-е годы

Экспозиция музея, 1930-е годы

  •  Музей

    «Комната музея на третьем этаже была сквозная. Через нее проходили на свои рабочие места электрики и радисты – они ютились в двух комнатках балкона с окном в зрительный зал. Вся экспозиция музейных ценностей – куклы, афиши – до начала 50-х годов была в этой комнате. Это уже впоследствии экспозиция музея расползлась по другим местам … Была сделана витрина в синем фойе – в простенке между кабинетом Образцова и лестницей в музей. Смастерили витраж на окне красного фойе, над лестницей. Последняя экспозиция вне стен музея была развернута в желтом фойе. Там экспонировались макеты старых и идущих спектаклей театра». 

    В. Конюхова. «Зарисовки театрального художника». – Москва, 2014.

Дети смотрят музей

Дети смотрят музей

Прослушивания актеров и худсоветы тоже проходили в синем фойе

Прослушивания актеров и худсоветы тоже проходили в синем фойе

  • Кабинет Образцова

    «В правом углу большого синего фойе за тяжелой шторой и белой дверью находился кабинет Образцова. Это небольшой кабинет, частично уходящий под лестницу, с покатой частью потолка, с половинкой окна, был тесен, но уютен. В этом же кабинете ютились заведующая литературной частью и секретарь Образцова.
    Здесь несколько раз пытались проводить худсоветы, но из-за духоты и тесноты худсовет, в котором был двадцать один человек, постепенно выполз через открытую дверь в фойе».

    В. Конюхова. «Зарисовки театрального художника». – Москва, 2014.

Лучшие комнаты в закулисье были отданы мастерским

Лучшие комнаты в закулисье были отданы мастерским

  • Закулисье

    «Переехав в это здание в 1937 году, всю закулисную часть (три больших комнаты и маленькие кабинеты) дирекция отдала художественным мастерским, отведя лишь кабинет для заведующей труппой. Ни актерам, ни оркестру до 1952 года места не было – Образцов считал, что в кукольном театре главное – это кукла, иначе наш театр назывался бы просто «драматический театр». Под нужды театра в переулке арендовались еще две мастерских, столярная и ремонтная».

    В. Конюхова. «Зарисовки театрального художника». – Москва, 2014.

Столяр в арендованной мастерской

Столяр в арендованной мастерской

  • Столярка

    Когда в 1937 году театр получил свое здание, места для столярки в нем тоже не нашлось, и помещение для нее было арендовано поблизости, на 2-й Тверской-Ямской улице… Своей грузовой машины в театре не было. Так сложилась практика доставки вещей из столярки вручную. Для этого собиралась группа добровольцев – рабочих сцены и молодежи из мастерских… Путь лежал от столярки к центру Москвы – по Тверскому бульвару, по улице Горького (ныне – Тверской), мимо Музея революции, Театра Станиславского, мимо концертного зала имени Чайковского,  издательства Сытина – прямиком к памятнику Маяковскому. Раньше там, между памятником и рестораном «София», стоял постовой милиционер. В тех случаях, когда это был наш знакомый, он перекрывал движение редких тогда машин – и процессия торжественно пересекала улицу наискосок к театру.
    Для ребят это было скорее развлечением, а не трудом. Эти походы выполнялись безотказно, а потом обсуждались в курилке».

    В. Конюхова. «Зарисовки театрального художника». – Москва, 2014.
     

Площадь Маяковского, 1936 год

Площадь Маяковского, 1936 год

Чаепитие между спектаклями, фото Н. Гжельского

Чаепитие между спектаклями, фото Н. Гжельского

  • Актерская гостиная

    С 1937 по 1952 год у актеров не было своей комнаты. Жить без буфета для сотрудников и без комнаты для актеров растущему театру стало невозможно. В начале 50-х годов было решено расширить подвальные помещения, выкопав под желтым фойе грунт и преобразовав яму в буфетную комнату, соединить ее с подвалом, находящимся под вестибюлем и гардеробом. Получили приличную комнату, правда, с низким потолком и двумя форточками под ним, выходящими на улицу Горького. Появилась и актерская – комната без окон и перегородок, с выносными ширмочками на случай одновременного переодевания мужчин и женщин, со столиками для грима, с роялем и шкафами для актерских костюмов. 
    Несмотря на сумбур и перенаселение, в актерском фойе было уютно, и находиться там было комфортно. Во время сноса здания под руинами погиб наш старый концертный рояль – говорят, его не сумели извлечь из подвала. Но ведь как-то его внесли туда?»

    В. Конюхова. «Зарисовки театрального художника». – Москва, 2014.

Актеры театра на репетиции

Актеры театра на репетиции

puppet

Ждем вас в театре всегда!